Объектив 1:4.5 F=135мм, четырехлинзовый анастигмат (триплет с расщепленной передней линзой) от форматной камеры «Фотокор № 1», выпускавшейся в СССР с 1930 по 1941г. В 1930г первые версии объектива выпускались под маркой ВТОМП, затем ВООМП, с конца 1930 года – ГОМЗ. Для сборки экспериментального объектива использовались три фабричных объектива: ВООМП и два ГОМЗа середины и конца 1930х. Объективы сильно отличаются по качеству изготовления: ранний “ВООМП анастигмат Ортагоз” сделан наиболее аккуратно, корпус латунный, резьбы без люфтов, стекла с мягким и ясным рисунком, выраженной Направленностью и аккуратными кромками, вставляются в оправу с минимальным зазором. “ГОМЗ Ортагоз” середины 1930 сделан уже не так тщательно, корпус алюминиевый, резьбы с люфтами, но качество вполне еще приемлемое. “ГОМЗ Ортагоз” конца 1930х – наихудший по качеству объектив, который я вообще держал в руках. На первой анимации внизу можно видеть, насколько его посадочная резьба не соосна с корпусом затвора. Так-же криво у него подрезаны и линзы, ни о какой более-менее равномерной резкости по полю здесь говорить не приходится, хотя на мой вкус по рисунку стекла даже у предвоенной версии куда как приятней, чем у любых послевоенных, уже просветленных линз.
Для эксперимента был отобран комплект линз и деталей оправ с правильной Направленностью, из затвора удалены все внутренности за исключением диафрагмы, которая так-же была собрана с учетом Направленности лепестков. Лицевая часть закрыта пластиной из старой меди, геликоид собран из деталей от Гелиос-44 и алюминиевой трубы необходимой длины.
Для проверки и регулировки соосности линз, объектив зажимался в патрон токарного станка с упором на передний линзоблок и освещался точечным источником света (светодиодом) с расстояния 30см так, чтобы соосность проявлялась и была видна максимально выраженно. На второй анимации показано поведение точек-отражений в конце достаточно трудоемкой настройки. В общем, даже при таких биениях, при использовании форматного объектива на 35мм камере, резкость по полю на краях кадра отличается непринципиально, примерно такую-же погрешность вносит и несоосность геликоида с тубусом и переходником на М-42.
Собрать объектив с правильно направленными линзами и деталями оправы из трех фабричных экземпляров удается крайне редко, обычно всегда остается “капля дегтя в бочке меда”: несколько неправильных деталей, которые не дают рисунку объектива раскрыться полностью. На этот раз, если не считать технических проблем, все срослось отлично и объектив показал практически максимум, на который он способен – винтажный рисунок 1930х и недостижимую для хаотично направленной оптики Ясность (чистоту) картинки, богатые цвета, хорошо “читаемый” объем и перспективу.