Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Спасибо Антон! То что первичка снизу это да, действительно не подлежит сомнению, но я не много не так сформулировал вопрос. Интересует, как надо, если взять вариант Вашего трансформатора половина первички, вся вторичка, пол первички, т.е 1-2-1 или более правильно добавить ещё сверху вторичку, следуя правилу вторичка всегда сверху, т.е получается пол первички, пол вторичка, пол первички, пол вторички, соединяем все последовательно 1-2-1-2? Вот , что я имел ввиду. С уважением
Я не пробовал сравнивать тк вообще не использую секционирование.
По идее, если не будет ошибок с определением направления и сами провода хорошие, то вторичку тоже пополам можно разделить и вторую половину сверху домотать. Но я бы сначала попробовал – например намотал бы внутреннюю вторичку полностью, с отводом от середины. Поверх уже готового трансформатора намотал бы дополнительную половину вторички. После сборки сравнил-бы 1-2-1 vs 1-2-1-2 и оставил как лучше.
Антон Добрый день! Подскажите пожалуйста, как Вы справились с оппв, ведь у Вас вроде не гигантских размеров силовой трансформатор, на форумах бьются , то трансформатор на 400вт берут, то собирают как дроссель с прокладкой и все равно не то, некоторые вообще без трансформатора, как лучше сделать?
2. Как лучше запитать 2ю сетку пентода, если у ней напряжение питания меньше анодного, от отдельной обмотки или ,что типа схемы удвоения Латура соорудить, ее тоже хвалят ? С уважением
1- для маломощных ламп вообще никаких проблем, просто обрываешь худшую высоковольтную обмотку (ее надо определить на слух) и все. что там может быть “не то”?
По звуку яснее звучит, если аноды питать прямо от сети, но это чревато, сами понимаете. Прокладка – это плохо в любом аудио-трансформаторе. С мощными лампами – там да, транс гудеть может начать, фон 50 гц. Но у меня никогда не гудело, так что это я гипотетически..
А чтобы прочувствовать все прелести звучания ОППВ, надо мотать транс самому по правилам. Технические расчеты ОППВ в учебниках есть.
2 – лишние детали – это лишние проблемы. Запитайте сетку по простому – через резистор. классика.
Спасибо Антон! По 2му все ясно. По оппв ток у меня в районе 50ма какой мощности трансформатор надо выбрать и провод диаметр? По поводу обрыва вы имеете ввиду если трансформатор имеет две симпатичные обмотки для дппв, а то у меня одна обмотка на вторичка?
Вот для ориентира нашел данные по трансформатору АДАК:
сечение сердечника 44мм на 33мм = 14.5 кв.см, окно 18мм на 70мм.
Сетевая обмотка – провод диаметр 0.2мм, 1300 витков
ВВ обмотка – провод диаметр 0.15мм, 1500 витков
Все это рассчитано на щадящий режим для лампы Сименс DA (анодное 220 вольт, 50 ма смещение сетки – 30 вольт) и дроссель автосмещения с сопротивлением 600 ом.
вот схема
В итоге получилось около 190 вольт 40 мА.
2 – По поводу обрыва – на стандартном сетевом трансформаторе (в приемнике, усилителе) просто обрывается одна, худшая обмотка. Здесь теряем в мощности, но находим в Ясности. В некоторых схемах фон при этом даже не увеличивается, но там, где фильтр рассчитан впритирку приходится добавлять емкость конденсаторов.
Анод у кенотрона в ОППВ тоже надо лучший выбирать, аноды всегда разные.
Вот это здорово, спасибо Антон!
Уважаемый Антон, благодарю за интересный материал. Я правильно понял что на анод пентода идет 205в, а на анодный резистор рен904 приблизительно то же напряжение? Я могу использовать вашу схему с рен904 и с блоком питания в 200в? И как вы написали меняя значение анодного резистора в 1м менять усиление и тд. Или взять так идею с катодом на землю в другую схему с 200в не выйдет? Благодарю вас.
Да, двести вольт более чем достаточно. Можно и меньше, тогда анодный резистор тоже надо поменьше.
Все старые маломощные триоды и пентоды в триодном включении, которые я пробовал, без проблем работали с открытой сеткой. Ограничения здесь связаны только с огромным входным сопротивлением каскада, если на его входе поставить конденсатор 1 мкф, то он может перезаряжаться после включения усилителя или после какой-нибудь помехи минуту или даже больше. Ввести каскад в рабочий режим в такой ситуации можно кратковременно замкнув сетку на землю.
Обычно достаточно поставить 500-1000пф чтоб каскад самостоятельно быстро входил в рабочий режим и играл от самых низов. Проводники сетки лампы не должны касаться гигроскопичных материалов (дерева, картона), которые непредсказуемо влияют на работу каскада
Супер и мой поклон вам за помощь.
Запустил, еще раз поклон, сначала увы опечалился, с генератора подавал 100гц , резало низ синусоиды, но как вы рекомендовали поставил на вход 470пф, ура, лампочка завелась, но чуть слегка как бы плавала синусоида, поставил 1600 и все супер, красота. С уважением.
Вот это скорость. А как звучит?
У меня стояла 6н8с с автосмещением, и 904 с открытой сеткой день и ночь. 6н8с одним словом скажу – грубо играло в сравнении теперь уже, хотя многие ее хвалят и очень. А сейчас звук благородно зазвучал, как мне кажется 6н8с с автосм. приземляло звучание и не давало расправить крылья и взлететь. 904ую так же пробовал с автосм давно и в другом унч, но с открытой сеткой всё по другому. Буду теперь все старые маломощные триоды и пентоды в триодном включении применять как вы. Благодарю вас.
Не за что, Улдыс, и спасибо за независимую проверку.
Маломощные пентоды тоже в большинстве своем работают с открытой сеткой, RENS 1284 в АДАК у меня уже много лет живет без смещения без проблем. В пентодах надо подбирать номинал анодного резистора более точно, сначала поставить в анод переменный резистор, найти рабочую точку, а потом уже впаять винтажное сопротивление нужного номинала.
Вчера как раз высмотрел в вашей схеме адак 1284ую, так как две лампочки эти красивые есть. При случае теперь уж точно только так запускать буду, с открытой сеткой. Мой поклон вам.
Антон поздравляю тебя и твоих родных и близких с праздником Рождества!
Взаимно, Николай!