Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Антон с праздником Крещения! Размечал намедни полку под ас, но если выполнить Вашу Антон рекомендацию отступа от стен хотя бы 20см, то габариты полки очень большие, в связи с этим возникли интересные идеи в виде 3х вариантов:
1) Считается, что самое лучшее звучание получается, если ас находятся далеко от стен в глубине комнаты, поэтому корпус приемника можно поставить на деревянный стол из ясеня, соорентировав столешницу в соответствии с векторной направленностью. Стол ставить рядом со слушателем, а потом убирать на место.
2. По этому же принципу, как в 1м варианте, только установить приемник на 3ри деревянные резные ножки. После прослушивания убирать на место.
3. В углу к стенам закрепляемые два бруска через деревянные шайбы, 3ий брусок крепим по диагонали, получается треугольник из брусков, можно его укрепить медианой треугольника бруском. На 3м бруске, являющимся основанием треугольника закрепляем веревки и на них подвешиваем приемник, либо за стенки боковые, либо за дно? Какой из Вариантов Антон Вам больше нравится и как бы Вы его лучше реализовали или Ваша Антон другая идея? С уважением
Николай, с праздником! Если честно, то я бы реализовал то, что и советовал, таскать туда-сюда стол и приемник каждый раз, чтобы послушать музыку, ну не знаю, как-то это неправильно. Идея с веревками мне тоже не нравится.
На мой взгляд, так делать имеет смысл для снижения нелинейности на НЧ, когда система играет от 40 Гц. Но приемник – совсем другое дело, там система открытая, ей для поддержки снизу нужно чтоб что-то было сзади и главное – весь кайф у приемника сосредоточен в мелодичной нижней серединке, когда там все в порядке, то ощущения нехватки баса вообще не возникает. У меня у знакомого удачный по звуку довоенный приемник, который он использует как УНЧ, стоит на старой тумбе прямо у стены почти впритык тк тоже места нет, правда дом у него сталинский, там все звучит относительно хорошо. Система поет очень красиво, несмотря на проблемы с Ясностью, при этом имеет внушительный масштаб в мид басу и колоритный тембр. Когда слушаешь, сразу понимаешь, что такое винтажный звук.
Надо пробовать, а не пытаться угадать наилучший вариант теоретически, все равно не угадаете. Сделать щит для начала, попробовать его пристроить в углу, как планировали, сравнить как будет звучать в других местах, далее по результатам.
Ясно Антон, спасибо, будем действовать по прежней системе! Благодарю Антон!
Да ещё Антон, а другу Вашему логично может быть исполнить эту старинную тумбу в качестве большого корпуса АС, соединив герметично с корпусом приемника и соединив их объемы, тем самым расширив диапазон в сторону нч, но в результате может получится те проблемы которые Вы описывали, связанные с широполосными проектами, как то пики и провалы на нч и бубнение стенок корпуса? С уважением
Думаю, что бубнение и потеря Ясности в случае такой переделки практически гарантированы.
Приветствую, Антон!
Не прочитал все комментарии, поэтому возможно сдублирую вопросы —
1. Сучки на ламелях не сильно мешают восприятию? Можно обойтись без них?
2. Толщина корпуса АС, почему такая?
Мои восхищения!
Фёдор Конь
Федор, здравствуйте!
В идеале дерево должно быть бессучковым. Сучки снижают Ясность тк Вектор поверхности в районе сучков плавно меняет интенсивность и направление (см рис1). Векторных потерь не удается избежать даже в случае сучек расположен на плоскости склейки реек и его вообще не видно снаружи – “больное место” ощущается на уже готовом, склееном щите и его энергетику невозможно исправить никаким из известных мне методов. Если на такое место, например, закрепить какую-нибудь деталь, то неприятности, вносимые сучком в звучание системы усиливаются, деталь начинает фальшивить вместе с сучком.
Единственный и большой плюс сучков – они позволяют лучше ориентироваться в Направленности досок. В целом, если склеить щит из сонаправленных суковатых реек (сымитировать целую доску) то она будет звучать чище, чем хаотично склеенный массив из того-же, но бессучкового дерева. Поэтому, если нет опыта определения Направленности бессучкового дерева, то единственный способ грамотно повторить корпус ЭР – это использовать большие доски с хорошо читаемыми сучками и перед тем, как их распиливать на заготовки, метить начало и конец каждой заготовки.
По правилам массив нужно клеить, как на рис 2, тогда при изменении влажности щит не будет коробить. Однонаправленный вариант склейки ЭР в этом смысле – самый худший вариант. Толщина сделана с запасом, чтобы при склейке корпуса можно было обойтись без дополнительных ребер жесткости и саморезов ухудшающих Ясность звучания системы.
Антон Добрый вечер! В продолжение вопроса Федора, про боковые стенки, которые у Вас являются одновременно и ножками ас ЭР. Высота ножек порядка 14 мм у Вас или более? У некоторых приемников вообще нет ножек. А лучше как может отдельные 3 конусные ножки не высокие, 2 по углам, 3 сзади в центре или как правильно с тонкой точки зрения? С уважением
Высота ножек-опор ЭР -18мм, но с точки зрения звука их высота не важна, важно, чтобы корпус не касался своим дном полки.
ЭР звучит более открыто именно с опорой на боковины. я бы сделал такие опоры даже для АС, у которой направленность реек корпуса не учтена тк если корпус выйдет с точки зрения ВН неудачным, то можно попробовать подкорректировать звучание такой АС конусами, подставляя их под боковины (4 штуки) или 3 штуки под днище (предсказать лучший вариант невозможно). Конусы, по моему опыту, помогают только в случае серьезных ошибок с ВН, если ошибок нет или их мало, то конусы лишь снижают Ясность даже если потратить время и найти их наилучшее положение с помощью вращения и/или переворачивания каждого конуса.
Антон подобрал несколько переменных резисторов кандидатов для регулятора громкости в аноде делителем напряжения, но они все имеют линейную зависимость сопротивления, а нужно наверное логарифмическую?
Линейную как раз лучше тк неизвестно, как именно резистор будет звучать предпочтительней – с увеличением громкости при вращении по часовой стрелке или наоборот. Например в ЭР у меня получилось как положено по часовой, а в АДАС – наоборот. Лучший вариант определить можно только экспериментально, он зависит от Направлений резистивной дорожки, соединений (заклепок) и выводов резистора. Эта комбинация уникальна для каждого резистора даже в одной партии.
Спасибо Антон!
Спасибо, Антон, за ответ!
По поводу винтажных деревянных корпусов :
1. Как правильно определить направление их панелей, смачивание дает только приблизительный результат, да и 2,5 см. стенку особо не отмочишь. Есть пара одинаковых древних консолей, подходящих под рупорные АС, думаю их расклеить и собрать согласно направлености, по Вашей методике.
2. Если размещать усилитель с лампами сверху корпуса, так направления материалов деталей по возможности направлять снизу вверх? Или следовать контурам согласно электрической схемы?
3. Как намагничивали алнико динамик после переборки?
С уважением,
Фёдор Конь
Направленность и качество Окраски – я определяю руками . Раньше все было сложней, сейчас вспоминаю все эти муки с тестовыми щупами с содроганием, времени и сил на это было потрачено немеряно.
Что посоветовать для тестов даже не знаю, мне кажется по любому надо собирать тестовую АС типа АДАС из древесины с хорошо читаемыми сучками. Необязательно активную, а как я делал в Тонкой Акустике – маленький старый широкополосник в открытом корпусе. Тогда при прослушивании музыки можно проводить тесты на слух достаточно точно – класть на АС сверху тестируемые детали, переворачивать их так и эдак оценивая Ясность звучания. В положении, когда Вектор верхней панели АС будет максимально совпадать с Вектором тестируемой детали, Ясность ухудшаться практически не будет, будет добавляться только Окраска тестируемой детали, во всех остальных положениях будут ухудшения Ясности, а при контакте деталей в обратном направлении звук обычно вообще резко “закрывается”, становится “напряженным”. Я какое-то время тестировал деревяшки именно так.
Консоли переделать скорее всего не выйдет , они практически все делались из шпонированного массива. Для ЭР нужны рейки, причем важен их распил, что на практике выливается в необходимость заготавливать материал с двойным запасом.
Нужно делать и то и другое. Все детали и части механики должны быть по возможности Направлены так же, как и панель АС, на которой они будут закреплены, то-есть, в случае с ЭР, если усилитель собирается внутри корпуса, то Вектор корпуса каждой детали (трансформатора, лампы етс) должен быть направлен “вниз и в сторону слушателя”. Если усилитель монтируется на верхней крышке АС, то надо подбирать детали с Вектором, направленным “вверх и в сторону слушателя”. Электрические Контуры – это отдельная, независимая тема, без их соблюдения Ясную систему не сделать. На практике, чтобы соблюсти и Направленность частей механики и Контуры, часто приходится решать весьма сложную головоломку тк эти Направленности в некоторых случаях входят в противоречие друг с другом.
Никак. Он на удивление практически не потерял силы после разборки-сборки, во всяком случае чутья мне вполне хватает. На крайний случай в Питере есть контора, где можно намагнитить любую гловку в сборе.
Доброе утро!
Ясно, спасибо! Щупы помогают находить точки входа, а так попробую и руками, конечно практика покажет. С консолями, так как они одинаковы, думал расклеить и собрать заново, поменяв целые панели более направлено. Шпон можно или вообще убрать или переклеить, хотя идея так себе. Попробую для начала определить направленность каждой стороны, не разбирая консоль. В старых массивных деревянных конструкциях есть какая-то своя целостность звучания, не знаю, может не менее ценная, чем направленность на достижение ясности, и которое не хотелось бы потерять.
С уважением,
Фёдор
Федор, здравствуйте!
Способность определять направление и качество предметов руками у меня развивалась в течении нескольких лет и произошло это помимо моего желания, без каких-либо сознательных тренировок. Думаю, что тонкое осязание – это побочный результат многолетних аудио тестов-сравнений на грани чувствительности восприятия, освоить это дело по быстрому сознательной концентрацией – не знаю, получится ли. Сообщите о результатах, если что.
Идея действительно так себе. Аккуратно расклеить старый массив можно только в воде, соответственно, все покоробит нещадно, если только не сушить очень медленно и под специальными прессами. Шпон высушить так, чтобы он остался прямым и не полопался по швам в домашних условиях практически не реально. Короче, шансов на успех тут крайне мало.
Может получиться интересный вариант, если разобрать обе консоли на панели и собрать из лучших панелей одну моно-систему. Но даже тут можно напортачить, выйдет и некрасиво и по звуку непонятно. Консоли будет жалко.
Точно определить Векторы нескольких, хаотично склеенных друг с другом деталей – это высший пилотаж. Я до сих пор периодически ошибаюсь в таких ситуациях, слишком много неизвестных и взаимозависимых влияний. Суммарный Вектор сложной конструкции определить куда как проще, но чаще всего с этим заморачиваться и не приходится, берешь в руки такую вещь и сразу откладываешь тк понятно что эта неровная, “рваная” аура не может дать чистый и ясный тон как ты ее ни ориентируй.
ЗЫ – если у консолей присутствует винтажная “целостность звучания”, то у вас удачные экземпляры и корежить их, наверно, не стоит. Их лучше оставить, как референс, а собирать ЭР из чего-нибудь другого, менее ценного с аудиофильской точки зрения. Наиболее приемлемый вариант – доски из перекрытий старых домов, я свои АС делаю именно из таких досок.
Да, Вы пожалуй правы. Развитие нашей природной чувствительности, если это не было сделано в детстве, порой требует упорного ежедневного труда в этом плане. Особенно с деревом, с металлами как то проще, по крайней мере у меня.
Ещё, с Вашего позволения, несколько вопросов. Линии направленности в массиве дерева всегда строго прямолинейны? Или могут изгибаться?
Сталкивались Вы с таким свойством направленности как плотность потока Вектора? У меня бывает такое слабое ощущение, когда сила направленности, если можно так выразиться, различна в разных местах одного массива.
С уважением,
Фёдор Конь
У целой доски местные отклонения от Направленности “от корней к кроне и от центра наружу” будут только в районах сучков и свилеватых местах. Этими отклонениями можно пренебречь, если через них не будет контакта с соседними деталями конструкции.
Если склеить две доски так, чтобы их Векторы были направлены встречно, то в месте их склейки возникает переходная зона смены Направленности с плохой, неровной энергетикой. При контакте через эти места возникают какие-то “тонкие пульсации” из-за этого локальное звучание такой неправильной склейки часто получается даже хуже, чем если просто послушать доску в обратном Направлении. Встречные соединения и склейки, по моему опыту, дают в итоге практически неизлечимые “стреляющие” ноты и монотонно “кричащие” тона, концентрирующиеся в верхней середине диапазона. Это помимо общего ухудшения Ясности звучания.
На поверхности хаотично склеенного покупного массива практически невозможно встретить хорошо состыкованный с точки зрения Направленности шов, все клеевые швы, кто в большей, кто меньшей степени, “пульсируют”, меняя в этих местах локальное направление Вектора. Пульсации, условно – переходы “хорошо-плохо” ощущаются острее, чем просто “плохо” тк восприятие не успевает или вообще не может адаптироваться к резким сменам ощущений, наподобие, как невозможно адаптироваться к сильной детонации.
Во время тестов пульсации (смены “хорошо” на “плохо”) особенно заметны, когда проводишь по поверхности массива руками. Возможно, что под “различиями плотности потока Вектора” вы имели ввиду именно это свойство покупного, разнонаправленного массива. У сонаправленно склеенного массива, как в ЭР, такие “энергетические неровности” выражены в гораздо меньшей степени, гладить сонаправленный массив рукой после правильной чистовой обработки почти также приятно, как хорошую, целую доску.