Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Антон, для Улдыса тоже скопировал Ваш ответ отправил ему, он тоже интересовался этим вопросом
Антон Добрый вечер. Навеяно тем как слушает динамик мой товарищ без всякого оформления в оя, просто на столе, другой товарищ слушает в щите созданном из книг положенных друг на друга, как вы думаете Антон это хорошие варианты, или все таки корпус от приёмника старого, а ещё корпус с учётом векторной направленности будет лучший вариант?
Николай, здравствуйте. Голый динамик играет чище и яснее, чем этот же динамик в акустическом оформлении. С тонкой стороны дела, любое акустическое оформление – это набор деталей, соединенных друг с другом с теми или иными ошибками (с векторными потерями), которые вызывают потери ясности звучания системы. Плюс расширение частотного диапазона в АС приводит к слышимости тех участков диапазона НЧ и мидбаса, которые в голом динамике не слышны, так что в АС слышно больше ошибок, вызванных неправильной сборкой самого динамика.
Компромисс каждый выбирает на свой вкус, если нет возможности собирать корпус по направлениям, то лучше остановиться на простом щите из дерева – наиболее простом варианте акустического оформления. Книги, если они старые, тоже могут давать хороший результат, если подобрать их взаимное расположение на слух. Корпус от приемника, даже довоенного, тут как повезет – удачные поют очень красиво, но большинство заводских корпусов вносят слишком большие потери ясности на мой слух.
Благодарствую Антон!
Здравствуйте Антон!
Давно не писал Вам. Мне очень помогла Ваша непреклонная уверенность в важности правильных направлений. За последнее время я натренировал свой слух так, что слышу разницу направлений даже в проводочках длиной несколько миллиметров. И удается достаточно уверенно чувствовать какое направление правильное, а какое нет. Благодаря этому, делаю ЦАПы и усилители на микросхемах, звук которых мне очень нравится. Правда, ценой прослушивания каждого провода, обрезки выводов деталей «под корень», снятия корпусов радиоэлементов и т.д. Процесс очень долгий, но дело того стоит!
Я продолжаю экспериментировать с прорезями (воздушными промежутками) с целью увеличения ясности в случаях, когда невозможно идеально по направлениям стыковать детали. В динамиках,. на мой слух, однозначно увеличивается ясность, когда я делаю тонкие ( 1 – 2 мм) и длинные прорези, как в корзине динамика, так и в переднем щите колонки. Вокруг динамика Предполагаю, Что если динамик полностью отвязать от передней панели (подвесить его так, чтобы зазор между ним и щитом был несколько миллиметров), то получится компромисс между хорошими низкими частотами и ясностью.
Как Вы думаете, за что и как лучше крепить динамик, отвязанный воздушным промежутком от корпуса. За магнит, или повесить его на тросах или пружинках?
Александр здравствуйте, да, давно не общались)
С динамиком я бы сначала убедился, что направленность корзины действительно сильно не совпадает с направленностью корпуса АС. Динамик надо прислонить рукой к отверстию и покрутить динамик вокруг центральной оси, пока не найдется его наиболее правильное по звуку положение относительно панели АС, там в некоторых случаях речь идет о единицах градусов при отклонении от которых звук уже ощутимо тупеет, потом при вращении дальше от правильного положения звук может в каких то точках даже несколько приоткрываться, что может путать в тестах, так что надо перепроверить правильное положение несколько раз. Такой-же пик улучшения звука, но только в окраске, можно услышать при развороте динамика на 180 градусов от правильного положения, поэтому в последнюю очередь нужно точно оценить ясность звучания найденного правильного положения со звуком при развороте на 180 градусов. При этом если разница в звучании невнятна, то положение динамика скорее всего выбрано не правильно и его надо уточнить.
После этого можно сравнить потери ясности при плотном касании динамика к панели и после его отрыва от панели. Если потери все еще велики, то я бы поставил такую головку на деревянную подставку, закрепленную к магниту. Направление дерева подставки надо определять экспериментально сначала относительно динамика, а потом относительно дна, пытаясь в итоге найти компромиссный вариант. В Энергетическом Рупоре направление подставки сверху вниз и вперед. В идеале надо так сделать сразу, но это направление может не совпасть (и вероятнее всего не совпадет) с направлением головки и дна, так что компромисс может быть найден с сильным +\-
Затем надо опять сравнить звучание с динамиком, прислоненным к панели тк лучший звук с подставкой не означает, что он окажется лучше правильно прислоненного к панели динамика, который при прочих равных звучит наиболее чисто (простейший вариант). Вариант с пружинами и подвесами я бы вообще не рассматривал тогда, когда от тракта требуется максимальная ясность.
А что у вас за динамик и куда ставите?
Антон, спасибо за полезные советы!
Динамиков у меня много разных, в основном рижские 60-х годов (6ГД1, 5ГД1, 4ГД4, 4ГД1) и японские 80-х годов от магнитол и музыкальных центров. Есть несколько старых немецких (30-х годов) с подмагничиванием диаметром 22 и 25 см. Экспериментирую я, в основном, с японскими диаметром 12 – 15 см, которые мне не так жалко, если испорчу.
Насчет поворота динамиков вокруг оси, я давно пользуюсь этим Вашим советом. Эффект достаточно сильный и всегда есть хорошо слышимый максимум качества. Ящики я делаю из относительно тонкой фанеры ярко резонирующей при ударе по фанере. Переднюю панель я делаю из дерева от старых корпусов немецких приемников 30-х. Затем на слух приставляю куски фанеры с боков, снизу и сверху, нахожу оптимальное направление и отпиливаю по размеру. Потом и заднюю стенку. Для экспериментов я делаю небольшие закрытые колонки (до 10 литров). Нижняя частота получается где-то от 60 – 70 Гц.
Я сделал всего 2 пары экспериментальных колонок. Во всех передних стенках колонок прорези дают однозначно положительный эффект по ясности, как и в корзинах тех нескольких динамиков, которые я дорабатывал прорезями. Но, честно говоря, максимальный эффект улучшения получается путем тщательного подбора направлений и типа всех проводов, проводочков и деталей принципиальной схемы, применения винтажных, доработанных (немецких 30-х годов) резисторов и конденсаторов. Звук микросхем удивительным образом облагораживается и проясняется таким способом.
А что довоенные головки не нравятся? их несколько, можно выбрать лучшую и собрать открытую тестовую систему. Просто на японцах 80х многое вообще не слышно, они дают такой характерный плотный звук, но отнюдь не глубокий.
Довоенные динамики, конечно, звучат очень хорошо. Японские – разные. У меня есть три пары динамиков с ясным, наполненным звуком, а есть и никуда не годные. Мне хочется не просто собрать уникальный, одноразовый тестовый тракт, а научиться делать приличные аудио – видео – компьютерные системы, по возможности, из относительно доступных деталей.
Тестовый тракт – это измерительный инструмент. Группа динамиков, которые вы говорите “три пары с ясным наполненным звуком” на тестовом тракте легко выстроятся в цепочку от плохого до хорошего. Однако такой подход убивает идею сделать приличный стерео тракт из доступных деталей. увы.. так что может оно и не надо действительно.
Полностью согласен с вами. Действительно, в этих трех парах один динамик получше, другой похуже, я это отчетливо слышу. Но в целом, самый худший из них заметно лучше, чем все мои остальные японские, да и некоторые советские экземпляры динамиков, звук которых грубый и с сильно выпирающими окрасами, которые маскируют тонкие нюансы музыки.
Еще раз, спасибо за комментарии!
Антон добрый вечер. возникли сомнения насчёт максимального сигнала , который можно подавать на вход каскада с открытой сеткой без сеточного резистора с резистором в аноде от 250кОм, это 2в как с выхода Цап, звуковой карты , сд проигрывателя или только всего 0,7в ?
2. в проекте энергофон и в некоторых других вам приходилось подклеивать диффузор старинных динамиков, какой клей вы для этого использовали, что бы менее сказывался на музыке? с уважением
Разные лампы ведут себя по разному, надо смотреть осциллографом. В любом случае с открытой сеткой рабочая точка будет несколько сбита, вопрос только насколько. Если использовать после драйвера-триода с открытой сеткой выходную лампу со смещением до 10-15 вольт, то по моему опыту беспокоиться не стоит, перегруз на выходе наступит раньше, чем у драйвера.
Если выход у ЦАП 2 вольта и не регулируемый, то регулятор громкости можно поставить на входе или просто уменьшить выходной сигнал ЦАП каким-нибудь наиболее простым способом
Я пользуюсь рыбьим клеем, он клеит на холодную в отличии от мездрового. Сзади подклеиваю старую нотную бумагу, если надо.
Спасибо!
Здравствуйте Антон!
Все еще нахожусь под впечатлением от звучания вашего энергетического рупора. Особенно хорошо идет проигрывание пластинок 78 оборотов. Энергетика и яркость звучания сравнима с граммофоном. Даже при звучании от компьютера, эффект очень приличный. Особенно, мне понравилось подчеркивание основных тонов и модуляции голосов и инструментов. Никакого сравнения с сиплым и “мекающим” звуком современных аудиосистем, которые вместо основного тона выдают высокочастотные гармоники. Хочу от меня и от моих друзей поблагодарить вас за предоставленную возможность послушать вашу уникальную аудио систему!
Не за что, Александр. Рад, что наши вкусы совпадают!