Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Антон ещё мысль возникла почему резистор громкости 500кОм, вроде все стремяться уменьшать номинал или с высоким нам лучше звучит? Либо резисторы 20-30гг все высокоомные были?
Сопротивление потенциометра уменьшают, чтобы снизить входное сопротивление и, соответственно, наводки и влияние паразитных емкостей. Это конечно полезно, но в схеме ЭР есть ограничение – высокое сопротивление в аноде лампы первого каскада (1 мОм), если поставить после него шунт небольшой емкости, то потери усиления первого каскада окажутся неприемлемо большими. А вот увеличить сопротивление шунта как раз можно, в случае, если лучший по звуку потенциометр у вас окажется по номиналу больше 500 кОм.
Во избежании ярко выраженных резонансов ШП динамик на щите рекомендуется размещать влево-вниз от геометрического центра щита. Антон в ЭР ШП смещен также, это продиктовано необходимостью установить ещё ВЧ головку, т. К. В Тестовом аудиотракте ШП динамик был установлен в геометрическом центре АС, или другое? Как правильно располагать ШП динамик?
Обычно ШП устанавливают в точку золотого сечения, это и красиво и моды колонки не совпадают, то-есть меньше шансов, что возникнет слышимый гул или акустический окрас. В Тестовом Аудиотракте у меня был импровизированный рупорок, головка поэтому была установлена в центре.
В ЭР головка смещена вбок для исключения одинаковых модов и для установки ВЧ головки, по вертикали головка стоит симметрично тк размеры корпуса иначе не позволяют.
Ясно, благодарствую Вас Антон.
Рад помочь чем могу, Николай!
Спасибо Большое Антон, я тоже рад, что помогаете, т. К. Опыт у меня ещё не большой!
Антон с Праздником защитника Отечества поздравляю!
Взаимно!
Антон добрый вечер! Скажите пожалуйста, когда регулятор громкости в аноде драйверной лампы, т. Е. Делитель в питании, он тоже должен быть величиной в районе 1мом, ведь если он будет величиной например 100ком то при уменьшении громкости нагрузка лампы будет снижаться до очень малых значений, что скажется на её линейности, поясните принцип?
2. Некоторые товарищи стараются ВЧ динамик располагать как можно ближе к ШП, вплоть до выреза части диффузородержателя, что бы вплотную расположить или подвешивают ВЧ динамик перед ШП коаксиально немного смещая его от центра ШП, что бы уменьшить фазовые искажения, есть ли смысл в таком коаксиальном расположении?
1 – Если лампа с открытой сеткой, то сопротивление резистора должно подбираться под конкретную лампу, как указано выше. Резистор включается в анод, как делитель (см. рис) вх. соединен с анодом лампы, выход идет на следующий каскад. В таком включении внутри резистора не возникает участков со встречной направленностью, тогда как если включить делитель в землю (см схему АДАК), то противоречия возникают и даже хороший резистор будет портить звук. Поэтому в ЭР использован постоянный резистор с переменным шунтом, такой узел можно правильно сориентировать.
Вот еще по резистору я уже писал ранее:
2 – Не думаю, что как-то можно таким образом уменьшить фазовые искажения, если ошибку уменьшить на одной частоте, то на других частотах она будет расти. Ошибка также будет меняться в зависимости от положения слушателя, в общем, равнять таким образом ФЧХ – бесполезное занятие. Положительный момент при близком расположении головок состоит в другом – чем меньше расстояние, тем ближе к АС можно слушать музыку без ощущения того, что точечные источники СЧ и ВЧ разделены в пространстве.
Антон добрый день. Как то на форуме Вы ответили, что цифру лучше добывать из старых Филипс сд проигрывателей, а там цап мультибитный тда1540 (41), при резисторе ток_напряжение 30ом, получается сигнал всего 50-70мв, как бы Вы тогда строили свой усилитель на той же Al1, которой надо 15в амплитуды напряжения на 1ой сетке, получиться ли в данном случае 2х каскадный короткий тракт, возможно пентод на входе с 120ком в аноде, как в одном из Ваших проектов АДАС и справиться с этой задачей или все таки понадобиться еще один каскад буферный после цап на триоде с межкаскадным трансформатором, а далее такая же схема, как в Вашем ЭР? Или ещё какой вариант возможен интересный?
С таким маленьким выходным напряжением надо делать три каскада, может вместо триода пентод на входе попробовать. Николай, я лично никогда СД с низковольтным выходом не переделывал, поэтому сказать наверняка что там и как лучше будет не могу. Могу только предсказать, что результат будет зависеть от имеющийся в наличии комплектации (от тонких свойств радиодеталей), а не от схемотехнического решения. Но это и так понятно.
Да, ещё Антон, некоторые делают после цап резистор ток-напряжение переменным 50ом и им регулируют громкость, другие говорят это плохо для линейного самого цап, применяют также повышающий трансформаторик после цап с резистором во вторичка?
Делитель сигнала в землю нельзя правильно сориентировать, это большой минус. Транс можно правильно сориентировать, но это очень сложно и на практике никто этого не умеет делать, и транс конструктивно сложнее потенциометра. Что в итоге будет играть лучше – пальцем в небо, будет зависеть от качества конкретных деталей, способа их соединения и энергетики монтажника.
3. В выходном трансформаторе пентодного усилителя ставиться RС цепочка шунтирующая первичную обмотку, у Вас её нет или просто не указана на схеме?
Цепочки нет. С точки зрения музыкальности звучания эта цепочка приносит больше вреда, чем пользы. Это легко проверить, тк можно ее подпаивать-отпаивать прямо на горячую, не выключая музыки, цепочка отрицательно влияет на ясность звучания.
Спасибо большое Вам Антон, очень благодарен Вам за труды Ваши!