Энергофонъ – 2

В статье дано описание всех значимых доработок экспериментальной ламповой аудио системы для прослушивания и ремастеринга грампластинок.

Backtomusic team

За время, прошедшее с момента рождения Энергофона, неизменным у него остался разве что только корпус, все остальные детали были так или иначе переделаны. Громкоговорители, переключатели и разъемы, переменные резисторы, проволочные конденсаторы и регулятор громкости, провода, шасси, монтаж – ничто не осталось без внимания. Доработки были связаны в первую очередь с подбором и более точной ориентацией компонентов, не обошлось и без компромиссов.

Мотор

От старинного мотора с механической стабилизацией скорости, на оживление которого было потрачено огромное количество времени в итоге пришлось отказаться. Несмотря на все старания, неприемлемые колебания скорости вращения мотора устранить не удалось, хронически больной пациент в порыве гнева был выброшен в пропасть. На его место был установлен асинхронный, четырех полюсный конденсаторный мотор ЭДГ-1 от советской радиолы Рига-Люкс 1950х, как водится, собранный из нескольких заводских вариантов. Самодельная “коробка передач” от старого мотора с небольшими переделками была прилажена к новому движку, вал движка был расточен под конус для возможности подстройки скорости вращения диска. Звук от замены, конечно, пострадал, особенно в живую, в то время как на оцифровках такие тонкости были лишь слегка заметны.

В приводе была исправлена досадная ошибка, ухудшающая коэффициент детонации на 33 скорости, где инерции граммофонного диска не хватает для сглаживания неравномерностей тяги привода. Детонации возникали при прохождении через шкив узла на нитке, используемой в качестве пассика. Как выяснилось, нитке с узлом противопоказана используемая в приводе V-образная форма канавки шкива. V-канавка обеспечивает наилучшее сцепление нити со шкивом при прочих равных, однако даже самый маленький узел ложится в V канавку заметно выше самой нити и вызывает таким образом скачкообразное увеличение скорости. Понадобилось два года, чтобы до меня вдруг это дошло, форма канавки в 33 шкиве была переточена с V на U, это снизило коэффициент детонации на 33 скорости в два раза с 0.28% до 0.15% (согласно мобильного приложения Wow-flutter). Не бог весть какие показатели, но как говорится чем богаты. На 78 скорости при этом коэффициент детонации равен 0.02%.

Тонарм

Основание тонарма, шелл и некоторые детали крепления были сделаны заново. Также за счет массивной латунной гайки фиксации положения клюва тонарма узел был утяжелен в несколько раз, что позволило снизить низкочастотный резонанс тонарма до нескольких герц и таким образом существенно снизить акустическую обратную связь между громкоговорителем и тонармом. Такой финт был бы невозможен с классическим тонармом, который имел бы при этом недопустимо большую инерцию вертикального хода. В тонарме с “коротким клювом” эта проблема отсутствует – при утяжелении основания вертикального подшипника инерция увеличивается только в горизонтальной плоскости, что минимально влияет на работу монофонической головки. Проблемы могут возникнуть при прослушивании некоторых 78 пластинок, которые невозможно отцентрировать (есть такие варианты, где дорожки отпечатаны с перекосом и игла в итоге движется не по кругу, а по овалу или по какой-либо другой траектории, отличной от круга). В этом случае гайку-утяжелитель придется менять на обычную.

Картридж

В классическом кристаллическом пьезокартридже с горизонтальным расположением кристалла сложно получить линейную ВЧ составляющую сигнала. Связано это с относительно большой совокупной массой кристалла, промежуточного демпфера и кантилевера, которая резонирует в стандартных конструкциях на частотах от 7 до 8 кГц, выше которых начинается спад АЧХ. На шеллаке такой механический фильтр часто даже помогает, избавляя от чрезмерных шумов, однако на LP желательно иметь диапазон хотя-бы до 12000 кГц. Для достижения этой цели размеры деталей картриджа были уменьшены, а самый верх диапазона (11-12 кГц) подчеркнут резонансом выступающей за опорный демпфер части кантилевера (см фото).

Картридж с вертикальным расположением кристалла – это совершенно другая история, проблемы с ВЧ отсутствуют там как класс. Первый же простейший вертикальный вариант (см фото) был настолько линеен, что позволил вообще отказаться от подъема ВЧ с помощью R1 и R2 (см. схему), открывая тем самым радужные перспективы, хотя звучал он с заметной окраской на СЧ, связанной с недостаточным демпфированием кристалла. После доработки конструкции (см фото – рабочий вариант картриджа) эта проблема исчезла, но во время эксплуатации выяснилось, что странным образом считывает НЧ и ВЧ помехи с заезженных дисков громче обычного, само количество помех при этом возрастало. Расследование показало, что в отличие от искусственно поляризованных керамических пьезопластин, сигнал у которых возникает при механическом воздействии только на плоскую сторону пластины, натуральный кристалл выдает сигнал при давлении, как на плоскость, так и на оба ребра кристалла. Причем ребра у кристалла часто оказываются даже более чувствительны, чем плоскость. Таким образом, вертикальный вариант картриджа вместо того, чтобы снимать только горизонтальные колебания, снимает вообще все возможные колебания в канавке причем с различной АЧХ и средней громкостью для каждой проекции. Так-же у рабочей версии непонятно каким образом возникает значительный подъем на инфранизких частотах – неприятный момент, когда нет возможности использовать ФВЧ. В общем, после первого раунда головка оказалась пригодной только для ремастеринга новых пластинок, которые у меня отсутствуют как класс. Раунд два был отложен до поры до времени, поскольку горизонтальный вариант лишь немного уступал в ясности вертикальному, а технические огрехи в нем отсутствовали.


Трансформаторы

Дроссель стабилизатора переменного напряжения был изъят вместе со старым мотором, на его место было решено установить отдельный выходной трансформатор для ВЧ, позволяющий избавиться от фабричного разделительного конденсатора перед ВЧ динамиком. Этому решению предшествовала очередная попытка намотать хороший по звуку секционированный выходной трансформатор. Чуда при этом не произошло – даже простейший вариант с разделением первичной обмотки и расположением внутри нее вторички в музыкальном плане заметно отставал от классического варианта с первичкой внутри и вторичкой снаружи. Секционирование было отброшено, думаю уже навсегда.

В трансформаторе без секционирования невозможно получить приемлемый уровень верхов и низов одновременно – либо одно, либо другое. Мои предпочтения всегда лежали на стороне НЧ и СЧ, где долгое время и без ВЧ было над чем поработать с точки зрения улучшения ясности и музыкальности звучания. Со временем, по мере решения проблем, руки дошли и до ВЧ. Здесь выяснилось, что согласовать чувствительность ШП головки с тихой пищалкой можно только если пожертвовать десятью а то и двенадцатью децибеллами чувствительности ШП головки. Делать этого никак не хотелось – мощности усилителя на Siemens CA в щадящем режиме как раз хватало для озвучки комнаты. Решить проблему можно было бы, если использовать для ВЧ отдельный мощный пентод, подключенный к общему предоконечному каскаду усилителя. С точки зрения подгонки уровней – идеальный вариант, однако найти пентод близкий по музыкальности к Siemens CA крайне проблематично, а установка второй мощной лампы невозможна в схеме Энергофона (pic 1), где автоматическое отрицательное смещение берется от заземленного дросселя. Для использования двух выходных ламп схему пришлось бы существенно изменить и усложнить, это обстоятельство охладило мой пыл и был выбран компромиссный вариант – отдельный ВЧ трансформатор. Как и предполагалось, из-за большой разницы в чувствительности ВЧ все равно оказался заваленным, тем не менее вариант с отдельным трансформатором звучал более сбалансировано и был в итоге оставлен.

Во всех трансформаторах и дросселях были заново уложены пластины магнитопроводов. Укладка пластин с учетом их направленности весьма трудоемкий процесс, требует свежей головы и хорошей физической формы – с одним трансформатором можно не разгибаясь провозиться весь день, при этом на следующий день обнаружить еще достаточно неточностей, чтобы начать по новой. Ходить по такому кругу из переделок и доводок можно очень долго и во время сборки первой версии Энергофона были собраны компромиссные варианты магнитопроводов “лучше, чем ничего”. На сей раз, пластины были сложены “весьма хорошо”.

Схема

В схеме были уточнены номиналы некоторых компонентов. В связи с кончиной последнего оригинального тиратрона RGN1500, в схему было добавлено питание накала для обычного кенотрона RGN 2004 VL5, и установлен дополнительный самодельный выключатель задержки подключения нагрузки S3. Конденсатор фильтра смещения сетки выходной лампы был заменен на проволочный C10, так же проволочный конденсатор C9 был использован перед ВЧ выходным трансформатором. Из-за периодической нехватки коэффициента усиления, лампа RE11 VL2 была заменена на Siemens Ba.

Монтаж

Изначально конструкция имела неудобный доступ к некоторым компонентам, например чтобы добраться до силового трансформатора, приходилось вытаскивать шасси в натяжку на проводах, снимать диск вместе с подшипником, затем вытаскивать громкоговоритель и только после этого можно было добраться до клемм трансформатора с паяльником. Все это усложняло тонкую настройку тракта и приводило к разного рода авариям. В итоге мне это надоело и я решил сделать отдельное шасси для БП, это был единственный возможный вариант доступа ко всем деталям БП в плотно упакованном монтаже тракта. Новое шасси было сделано из какой-то приятной на ощупь старой доски, которой хватило и на новое шасси для усилителя. Новенькие шасси требовали дальнейшего наведения порядка – для чего провода в тракте были связаны в жгуты.

Чтобы избежать потерь ясности, каждый жгут был разделен на два разнонаправленных пучка, таким образом между собой соприкасались только сонаправленные провода. В коротком тракте при прослушивании живых записей слышно даже влияние нити, которой связывается жгут. В идеале нить должна быть сонаправлена со жгутом, а все узлы связаны по часовой стрелке (см. правила намотки).

Плотный контакт проводов друг с другом требуют хорошей изоляции проводов, за неимением лучшего пришлось использовать современные лакотканные изоляционные трубки. Без особой надобности такие трубки лучше не использовать, как впрочем и современные ХБ чулки, которые теперь делают непонятно из чего и непонятно как. Последний хороший чулок из чистого ХБ я покупал лет десять назад – это были бельевые веревки, сделанные в Белорусии, потом они пропали, осталась только всякая дрянь.

Звук

Главным отличием новой версии тракта стало расширение частотного диапазона без потерь ясности звучания, свойственной старой версии. Получился своеобразный “Full Range” LO-FI, значительно преобразивший звучание LP и многих пластинок на 78 оборотов. Теперь даже в сравнении с коммерческими ремастерингами с магнитных лент, оцифровки Back To Music выглядят предпочтительней – звучат живее и выразительней. Примеры приведены ниже, все новые оцифровки Full Range можно послушать здесь. Старые варианты ремастеринга не удалялись, так что можно услышать разницу между двумя версиями тракта.

Антон Степичев, 16.03.2022

Вопросы и комментарии

Page 9 of 11« First...«7891011»
  • Я вот тоже ничего пока не пробовал,читал только в старых источниках что у трактрисы отмечают более естественный звук в сравнении с экспонентой.

  • Алексей Добрый день. Форму рупора можно взять у Сергея, у Славы из Москвы также положительный опыт такого же рупора оя на кланге 405. Если уменьшить рупор до 1м , то можно его использовать чисто для счвч динамика 6-8″, а на нч до 100-150гц 15″ динамик с высокой чувствительностью, такая система у Евлампия он же Михаил Дмитриенко и ещё нескольких людей знакомых. На счвч пентодный Итун например на AL1 Res964 можно по схеме Антона энергетический рупор. Алексей напишите номер телефона или почты свой, есть некоторые интересные варианты. С уважением Николай

    • Кожа родная.У меня два таких динамика. Год назад купил в Крыму за приемлемые деньги.Недавно посмотрел ебей,там за них просят не менее 1500€ за штуку.Время бежит и все такое становится дороже с каждым годом.Я офигел конечно от цен.

  • Спасибо за ответ,Николай!
    +79172015844 и почта ua4cok@mail.ru.
    Эту картинку на сайте давно видел кстати.Хотелось бы круглый рупор,сути это конечно не меняет.
    Слушаю моно и тут мне проще.

  • Антон,Вы писали что зашкуривание убивает напрвленность дерева.Вопрос надолго?И можно ли последующим циклеванием хорошим инструментом восстановить направленность?

    • Направленность не убивается, она в принципе не убиваемая в дереве. Направленность можно изменить, если например высушить полено вверх ногами, обработать поверхность не по шерсти, обработать неправильно направленным инструментом или все вместе, что хуже всего. Если доска высушена вверх ногами, ей уже ничто не поможет, звука не будет. Если же она только плохо обработана, то после обработки поверхности нормальным инструментом звук восстанавливается. После шкурки часто появляется неприятная окраска, но шкурка шкурке рознь, бывают и достаточно нейтральные, тем не менее ответственные детали лучше после шкурки обработать циклей с направленностью “от поверхности в руку” или в экстриме – хвощем.
      https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2021/02/plane-refinement.gif
      На рисунке показано правильное направление струга рубанком и направленность деталей рубанка “под правую руку”. Это иллюстрация из статьи.

  • Спасибо Антон!Получается что обработка как бы против шерсти,правильно?

    • Пока вижу противоречие между предложением из сообщения и рисунком.

      • По этой теме нет статистики кроме моих собственных впечатлений. У меня правая рука в целом “входная”, левая наоборот. С пальцами сложнее, но не будем усложнять. В мою правую руку (я правша) удобно ложится инструмент, который направлен как на рисунке, если направленность противоположна, то я чувствую дискомфорт и неудобство в работе, часто неприятно даже когда просто держишь такой инструмент в руках. Если я таким инструментом обработаю поверхность, то звук обработанной детали станет неприятным, особенно это заметно в сравнении с тем, если я сделаю ту же работу правильным инструментом.

        То же касается и направления обработки, у меня наиболее ясный звук получается если стругать (циклевать, шлифовать етс) как на рисунке. Возможно у других и ситуация с направленностью инструмента и строгания другая, у левшей тоже непонятно как. Здесь главное понимать, что все это на определенном уровне начинает иметь значение (!)

        Такие тонкости проще всего заметить при работе с циклей. Квадратную циклю надо заточить под 90 градусов со всех четырех сторон и поработать ей во всех восьми положениях, потом проанализировать окраску и выраженность направленности поверхности. Возможно и скорее всего у кого-то получится определить правильное положение цикли просто взяв ее в руки. Правильность тактильного определения направленности можно проверить проанализировав звучание обработанных участков.

        Термин “по шерсти” придумали еще до меня, в моем понимании он значит “правильно” или “в правильном направлении”. Именно это я и имел ввиду, а физически и визуально да, на рисунке строгание получается навстречу направленности ствола. При этом векторы ствола и режущего инструмента совпадают, и здесь, уверен практически на все 100, не важно правша вы или левша, векторы обрабатываемой детали и режущего инструмента всегда должны быть сонаправлены. Левше (или другому правше) возможно рубанок нужен другой, тогда и строгать им придется в другую сторону.

        • Благодарю за развернутый ответ,Антон!
          Даже с точки зрения интуиции и технологичности проще даже вести инструмент по ходу роста,дерево меньше задираеися если инструмент садится.

  • И также-если дерево высохло будучи неспиленным то это гарантия,верно?

    • Не знаю по поводу гарантии. Знаю точно, что многие скрипичные мастера специально ищут и собирают сухостой.

      • Соображаю,мастера то.Хоть о векторной направленности наверняка не имеют ни малейшего понятия.Шутка

  • А вот интересно ,при сборке дек скрипки например как они располагают детали,по направлениям или как попало?

    • Про направленность дерева там никто не говорит, но скрипичное дело полно секретов. Систематизация работы с деревом, определенный распил для каждой детали, специальная обработка, специальная пропитка и тд и тп – все это присутствует в открытых источниках и само по себе говорит как все не просто, когда пытаешься достичь идеала.

  • Напишу возможно не в тему,Антон.Читал про изготовление скрипок совсем немного,поверхностно скажем так.
    Например шеллак использую для лакирования каких либо деталей,дерево в основном.Растворитель как сами понимаете-спирт 96град.Делается почти легко и непринужденно.Из чего делается этот растворитель,попавший нам в руки мы никогда не узнаем.Или из китайского настоящего г…на или из табуретки …неизвестно.Я решил попробовать использовать головы(первая неиспользуемая фракция,примерно 10%) от приготовления чачи.Тут без дураков,виноград настоящий.Дистиллят от от 70 до 85 град.Я подумал о том ,что во времена Страдивари возможно не было ректификационных колонн(вот он-наш спирт 96град.).И лаки и грунты получались из дистиллята.В моем случае шеллак растворился в 75-град дистилляте легко при нагревании.Поскольку в шеллаке воска примерно 30% ,я опасался -нет,все расворилось,но живет эта субстанция только нагретой.Как раз делал полку для проигрывателя ,нагрел полку и грунт и пропитал ее.Как ни странно обработалось потом все прекрасно циклей.Воск совсем не чувствуется ,может только при легком нагревании.
    Итог таков:эта пропитка изменила звучание,и в лучшую сторону.
    И я тогда подумал-может тут разгадка скрипичных грунтов?
    P.S. Совсем чуть чуть прополиса в грунт я все же добавил.

    • На скрипке любое малейшее изменение в конструкции слышно лучше, чем в аудио, различия в лаке меняют звук инструмента драматически, поэтому мастера так много уделяют ему внимания и буквально каждый скрипичный мастер имеет в загашнике свой “секрет лака страдивари”. я не шучу. На Форумклассика например есть раздел “скрипичный мастер”, там такие баталии про конструкции скрипки и лака, прям как у нас в аудио. Материализм конечно тоже там рулит в подавляющем большинстве. Полезной информации в разделе много, имеет смысл погуглить. Многие интересные идеи и наработки для АС в аудио изначально были позаимствованы у скрипичных мастеров.

  • Антон,здравствуйте!Накануне вы упоминали о тополе в одном в ряду с белым кленом и елкой.Может есть сведения ,может кто-то пробовал тополь?Найти его большого размера проще,чем клен и елку,тем более в наших широтах тополя много,в городах его часто пилят.Интересно Ваше мнение.

      • Тополь пробовал Страдивари – он периодически использовал тополь для нижних дек альтов и виолончелей. Лучшую рекомендацию найти сложно.
        По поводу кап не знаю, там слои вперемешку, больное место у дерева, надо пробовать внимательно. у меня опыта с капами нет. Красиво зато, это да..

Page 9 of 11« First...«7891011»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда