За время, прошедшее с момента рождения Энергофона, неизменным у него остался разве что только корпус, все остальные детали были так или иначе переделаны. Громкоговорители, переключатели и разъемы, переменные резисторы, проволочные конденсаторы и регулятор громкости, провода, шасси, монтаж – ничто не осталось без внимания. Доработки были связаны в первую очередь с подбором и более точной ориентацией компонентов, не обошлось и без компромиссов.
Мотор
От старинного мотора с механической стабилизацией скорости, на оживление которого было потрачено огромное количество времени в итоге пришлось отказаться. Несмотря на все старания, неприемлемые колебания скорости вращения мотора устранить не удалось, хронически больной пациент в порыве гнева был выброшен в пропасть. На его место был установлен асинхронный, четырех полюсный конденсаторный мотор ЭДГ-1 от советской радиолы Рига-Люкс 1950х, как водится, собранный из нескольких заводских вариантов. Самодельная “коробка передач” от старого мотора с небольшими переделками была прилажена к новому движку, вал движка был расточен под конус для возможности подстройки скорости вращения диска. Звук от замены, конечно, пострадал, особенно в живую, в то время как на оцифровках такие тонкости были лишь слегка заметны.
В приводе была исправлена досадная ошибка, ухудшающая коэффициент детонации на 33 скорости, где инерции граммофонного диска не хватает для сглаживания неравномерностей тяги привода. Детонации возникали при прохождении через шкив узла на нитке, используемой в качестве пассика. Как выяснилось, нитке с узлом противопоказана используемая в приводе V-образная форма канавки шкива. V-канавка обеспечивает наилучшее сцепление нити со шкивом при прочих равных, однако даже самый маленький узел ложится в V канавку заметно выше самой нити и вызывает таким образом скачкообразное увеличение скорости. Понадобилось два года, чтобы до меня вдруг это дошло, форма канавки в 33 шкиве была переточена с V на U, это снизило коэффициент детонации на 33 скорости в два раза с 0.28% до 0.15% (согласно мобильного приложения Wow-flutter). Не бог весть какие показатели, но как говорится чем богаты. На 78 скорости при этом коэффициент детонации равен 0.02%.
Тонарм
Основание тонарма, шелл и некоторые детали крепления были сделаны заново. Также за счет массивной латунной гайки фиксации положения клюва тонарма узел был утяжелен в несколько раз, что позволило снизить низкочастотный резонанс тонарма до нескольких герц и таким образом существенно снизить акустическую обратную связь между громкоговорителем и тонармом. Такой финт был бы невозможен с классическим тонармом, который имел бы при этом недопустимо большую инерцию вертикального хода. В тонарме с “коротким клювом” эта проблема отсутствует – при утяжелении основания вертикального подшипника инерция увеличивается только в горизонтальной плоскости, что минимально влияет на работу монофонической головки. Проблемы могут возникнуть при прослушивании некоторых 78 пластинок, которые невозможно отцентрировать (есть такие варианты, где дорожки отпечатаны с перекосом и игла в итоге движется не по кругу, а по овалу или по какой-либо другой траектории, отличной от круга). В этом случае гайку-утяжелитель придется менять на обычную.
Картридж
В классическом кристаллическом пьезокартридже с горизонтальным расположением кристалла сложно получить линейную ВЧ составляющую сигнала. Связано это с относительно большой совокупной массой кристалла, промежуточного демпфера и кантилевера, которая резонирует в стандартных конструкциях на частотах от 7 до 8 кГц, выше которых начинается спад АЧХ. На шеллаке такой механический фильтр часто даже помогает, избавляя от чрезмерных шумов, однако на LP желательно иметь диапазон хотя-бы до 12000 кГц. Для достижения этой цели размеры деталей картриджа были уменьшены, а самый верх диапазона (11-12 кГц) подчеркнут резонансом выступающей за опорный демпфер части кантилевера (см фото).
Картридж с вертикальным расположением кристалла – это совершенно другая история, проблемы с ВЧ отсутствуют там как класс. Первый же простейший вертикальный вариант (см фото) был настолько линеен, что позволил вообще отказаться от подъема ВЧ с помощью R1 и R2 (см. схему), открывая тем самым радужные перспективы, хотя звучал он с заметной окраской на СЧ, связанной с недостаточным демпфированием кристалла. После доработки конструкции (см фото – рабочий вариант картриджа) эта проблема исчезла, но во время эксплуатации выяснилось, что странным образом считывает НЧ и ВЧ помехи с заезженных дисков громче обычного, само количество помех при этом возрастало. Расследование показало, что в отличие от искусственно поляризованных керамических пьезопластин, сигнал у которых возникает при механическом воздействии только на плоскую сторону пластины, натуральный кристалл выдает сигнал при давлении, как на плоскость, так и на оба ребра кристалла. Причем ребра у кристалла часто оказываются даже более чувствительны, чем плоскость. Таким образом, вертикальный вариант картриджа вместо того, чтобы снимать только горизонтальные колебания, снимает вообще все возможные колебания в канавке причем с различной АЧХ и средней громкостью для каждой проекции. Так-же у рабочей версии непонятно каким образом возникает значительный подъем на инфранизких частотах – неприятный момент, когда нет возможности использовать ФВЧ. В общем, после первого раунда головка оказалась пригодной только для ремастеринга новых пластинок, которые у меня отсутствуют как класс. Раунд два был отложен до поры до времени, поскольку горизонтальный вариант лишь немного уступал в ясности вертикальному, а технические огрехи в нем отсутствовали.
Трансформаторы
Дроссель стабилизатора переменного напряжения был изъят вместе со старым мотором, на его место было решено установить отдельный выходной трансформатор для ВЧ, позволяющий избавиться от фабричного разделительного конденсатора перед ВЧ динамиком. Этому решению предшествовала очередная попытка намотать хороший по звуку секционированный выходной трансформатор. Чуда при этом не произошло – даже простейший вариант с разделением первичной обмотки и расположением внутри нее вторички в музыкальном плане заметно отставал от классического варианта с первичкой внутри и вторичкой снаружи. Секционирование было отброшено, думаю уже навсегда.
В трансформаторе без секционирования невозможно получить приемлемый уровень верхов и низов одновременно – либо одно, либо другое. Мои предпочтения всегда лежали на стороне НЧ и СЧ, где долгое время и без ВЧ было над чем поработать с точки зрения улучшения ясности и музыкальности звучания. Со временем, по мере решения проблем, руки дошли и до ВЧ. Здесь выяснилось, что согласовать чувствительность ШП головки с тихой пищалкой можно только если пожертвовать десятью а то и двенадцатью децибеллами чувствительности ШП головки. Делать этого никак не хотелось – мощности усилителя на Siemens CA в щадящем режиме как раз хватало для озвучки комнаты. Решить проблему можно было бы, если использовать для ВЧ отдельный мощный пентод, подключенный к общему предоконечному каскаду усилителя. С точки зрения подгонки уровней – идеальный вариант, однако найти пентод близкий по музыкальности к Siemens CA крайне проблематично, а установка второй мощной лампы невозможна в схеме Энергофона (pic 1), где автоматическое отрицательное смещение берется от заземленного дросселя. Для использования двух выходных ламп схему пришлось бы существенно изменить и усложнить, это обстоятельство охладило мой пыл и был выбран компромиссный вариант – отдельный ВЧ трансформатор. Как и предполагалось, из-за большой разницы в чувствительности ВЧ все равно оказался заваленным, тем не менее вариант с отдельным трансформатором звучал более сбалансировано и был в итоге оставлен.
Во всех трансформаторах и дросселях были заново уложены пластины магнитопроводов. Укладка пластин с учетом их направленности весьма трудоемкий процесс, требует свежей головы и хорошей физической формы – с одним трансформатором можно не разгибаясь провозиться весь день, при этом на следующий день обнаружить еще достаточно неточностей, чтобы начать по новой. Ходить по такому кругу из переделок и доводок можно очень долго и во время сборки первой версии Энергофона были собраны компромиссные варианты магнитопроводов “лучше, чем ничего”. На сей раз, пластины были сложены “весьма хорошо”.
Схема
В схеме были уточнены номиналы некоторых компонентов. В связи с кончиной последнего оригинального тиратрона RGN1500, в схему было добавлено питание накала для обычного кенотрона RGN 2004 VL5, и установлен дополнительный самодельный выключатель задержки подключения нагрузки S3. Конденсатор фильтра смещения сетки выходной лампы был заменен на проволочный C10, так же проволочный конденсатор C9 был использован перед ВЧ выходным трансформатором. Из-за периодической нехватки коэффициента усиления, лампа RE11 VL2 была заменена на Siemens Ba.
Монтаж
Изначально конструкция имела неудобный доступ к некоторым компонентам, например чтобы добраться до силового трансформатора, приходилось вытаскивать шасси в натяжку на проводах, снимать диск вместе с подшипником, затем вытаскивать громкоговоритель и только после этого можно было добраться до клемм трансформатора с паяльником. Все это усложняло тонкую настройку тракта и приводило к разного рода авариям. В итоге мне это надоело и я решил сделать отдельное шасси для БП, это был единственный возможный вариант доступа ко всем деталям БП в плотно упакованном монтаже тракта. Новое шасси было сделано из какой-то приятной на ощупь старой доски, которой хватило и на новое шасси для усилителя. Новенькие шасси требовали дальнейшего наведения порядка – для чего провода в тракте были связаны в жгуты.
Чтобы избежать потерь ясности, каждый жгут был разделен на два разнонаправленных пучка, таким образом между собой соприкасались только сонаправленные провода. В коротком тракте при прослушивании живых записей слышно даже влияние нити, которой связывается жгут. В идеале нить должна быть сонаправлена со жгутом, а все узлы связаны по часовой стрелке (см. правила намотки).
Плотный контакт проводов друг с другом требуют хорошей изоляции проводов, за неимением лучшего пришлось использовать современные лакотканные изоляционные трубки. Без особой надобности такие трубки лучше не использовать, как впрочем и современные ХБ чулки, которые теперь делают непонятно из чего и непонятно как. Последний хороший чулок из чистого ХБ я покупал лет десять назад – это были бельевые веревки, сделанные в Белорусии, потом они пропали, осталась только всякая дрянь.
Звук
Главным отличием новой версии тракта стало расширение частотного диапазона без потерь ясности звучания, свойственной старой версии. Получился своеобразный “Full Range” LO-FI, значительно преобразивший звучание LP и многих пластинок на 78 оборотов. Теперь даже в сравнении с коммерческими ремастерингами с магнитных лент, оцифровки Back To Music выглядят предпочтительней – звучат живее и выразительней. Примеры приведены ниже, все новые оцифровки Full Range можно послушать здесь. Старые варианты ремастеринга не удалялись, так что можно услышать разницу между двумя версиями тракта.
Спасибо Алексей
Хотя вот друг Даниил из Москвы , с очень хорошим слухом, поет в хоре, имеет несколько другой опыт, ясность у него лучше была с зазором 3-5мм между промежуточной панелью и динамиком. Даже он удивлялся почему в приемнике Сименс нет промежуточной панели
Клангфилм на коже 10″ уже по вч, по нч он должен быть лучше, чем с верхним пауком 10 Телефункен?
И самое важное Алексей, где лучше 10″ тфк звучит в спиле ясеня как щит или в корпусе приёмника 776 тфк?
Алексей расскажите про ваш усилитель и вашу ас? В каком городе проживаете?
Николай у меня так и есть-зазор примерно 4мм.Хочу сделать на микрошипах и регулируемым…сейчас прокладки из можжевельника
Николай так и есть,Клангфильм басит получше ТФК.А вот сравнить звучание динамика в родном корпусе не удосужился.Благодарю за подсказку.
Усилитель по схеме,взятой из ветки «мой усилитель мощности» на форуме Лихницкого.Драйвер AF7 ,выходная лампа УО186 56–ого года.Все всегда было и я думаю будет в макете.Постоянно все меняется.Последний вариант в катоде и драйвера и вых лампы рандомизаторы по Шабаду.
Живу в Саратове.Акустика на фото.
Антон ,какой бы профиль рупора Вы посоветовали для 10″ ТФК?Задача как Вы понимаете не стоит услышать глубокие бух-бух и высокие тсс-тсс.Николай если есть опыт тоже ответьте пожалуйста.Материал -планки из елки толщиной 6-7мм,горло 215мм устье 1300-1500мм.Гнуться будут по шаблону на пару.
Алексей, здесь к сожалению не могу ничего посоветовать, ни разу не брался за это дело, только планирую.