За время, прошедшее с момента рождения Энергофона, неизменным у него остался разве что только корпус, все остальные детали были так или иначе переделаны. Громкоговорители, переключатели и разъемы, переменные резисторы, проволочные конденсаторы и регулятор громкости, провода, шасси, монтаж – ничто не осталось без внимания. Доработки были связаны в первую очередь с подбором и более точной ориентацией компонентов, не обошлось и без компромиссов.
Мотор
От старинного мотора с механической стабилизацией скорости, на оживление которого было потрачено огромное количество времени в итоге пришлось отказаться. Несмотря на все старания, неприемлемые колебания скорости вращения мотора устранить не удалось, хронически больной пациент в порыве гнева был выброшен в пропасть. На его место был установлен асинхронный, четырех полюсный конденсаторный мотор ЭДГ-1 от советской радиолы Рига-Люкс 1950х, как водится, собранный из нескольких заводских вариантов. Самодельная “коробка передач” от старого мотора с небольшими переделками была прилажена к новому движку, вал движка был расточен под конус для возможности подстройки скорости вращения диска. Звук от замены, конечно, пострадал, особенно в живую, в то время как на оцифровках такие тонкости были лишь слегка заметны.
В приводе была исправлена досадная ошибка, ухудшающая коэффициент детонации на 33 скорости, где инерции граммофонного диска не хватает для сглаживания неравномерностей тяги привода. Детонации возникали при прохождении через шкив узла на нитке, используемой в качестве пассика. Как выяснилось, нитке с узлом противопоказана используемая в приводе V-образная форма канавки шкива. V-канавка обеспечивает наилучшее сцепление нити со шкивом при прочих равных, однако даже самый маленький узел ложится в V канавку заметно выше самой нити и вызывает таким образом скачкообразное увеличение скорости. Понадобилось два года, чтобы до меня вдруг это дошло, форма канавки в 33 шкиве была переточена с V на U, это снизило коэффициент детонации на 33 скорости в два раза с 0.28% до 0.15% (согласно мобильного приложения Wow-flutter). Не бог весть какие показатели, но как говорится чем богаты. На 78 скорости при этом коэффициент детонации равен 0.02%.
Тонарм
Основание тонарма, шелл и некоторые детали крепления были сделаны заново. Также за счет массивной латунной гайки фиксации положения клюва тонарма узел был утяжелен в несколько раз, что позволило снизить низкочастотный резонанс тонарма до нескольких герц и таким образом существенно снизить акустическую обратную связь между громкоговорителем и тонармом. Такой финт был бы невозможен с классическим тонармом, который имел бы при этом недопустимо большую инерцию вертикального хода. В тонарме с “коротким клювом” эта проблема отсутствует – при утяжелении основания вертикального подшипника инерция увеличивается только в горизонтальной плоскости, что минимально влияет на работу монофонической головки. Проблемы могут возникнуть при прослушивании некоторых 78 пластинок, которые невозможно отцентрировать (есть такие варианты, где дорожки отпечатаны с перекосом и игла в итоге движется не по кругу, а по овалу или по какой-либо другой траектории, отличной от круга). В этом случае гайку-утяжелитель придется менять на обычную.
Картридж
В классическом кристаллическом пьезокартридже с горизонтальным расположением кристалла сложно получить линейную ВЧ составляющую сигнала. Связано это с относительно большой совокупной массой кристалла, промежуточного демпфера и кантилевера, которая резонирует в стандартных конструкциях на частотах от 7 до 8 кГц, выше которых начинается спад АЧХ. На шеллаке такой механический фильтр часто даже помогает, избавляя от чрезмерных шумов, однако на LP желательно иметь диапазон хотя-бы до 12000 кГц. Для достижения этой цели размеры деталей картриджа были уменьшены, а самый верх диапазона (11-12 кГц) подчеркнут резонансом выступающей за опорный демпфер части кантилевера (см фото).
Картридж с вертикальным расположением кристалла – это совершенно другая история, проблемы с ВЧ отсутствуют там как класс. Первый же простейший вертикальный вариант (см фото) был настолько линеен, что позволил вообще отказаться от подъема ВЧ с помощью R1 и R2 (см. схему), открывая тем самым радужные перспективы, хотя звучал он с заметной окраской на СЧ, связанной с недостаточным демпфированием кристалла. После доработки конструкции (см фото – рабочий вариант картриджа) эта проблема исчезла, но во время эксплуатации выяснилось, что странным образом считывает НЧ и ВЧ помехи с заезженных дисков громче обычного, само количество помех при этом возрастало. Расследование показало, что в отличие от искусственно поляризованных керамических пьезопластин, сигнал у которых возникает при механическом воздействии только на плоскую сторону пластины, натуральный кристалл выдает сигнал при давлении, как на плоскость, так и на оба ребра кристалла. Причем ребра у кристалла часто оказываются даже более чувствительны, чем плоскость. Таким образом, вертикальный вариант картриджа вместо того, чтобы снимать только горизонтальные колебания, снимает вообще все возможные колебания в канавке причем с различной АЧХ и средней громкостью для каждой проекции. Так-же у рабочей версии непонятно каким образом возникает значительный подъем на инфранизких частотах – неприятный момент, когда нет возможности использовать ФВЧ. В общем, после первого раунда головка оказалась пригодной только для ремастеринга новых пластинок, которые у меня отсутствуют как класс. Раунд два был отложен до поры до времени, поскольку горизонтальный вариант лишь немного уступал в ясности вертикальному, а технические огрехи в нем отсутствовали.
Трансформаторы
Дроссель стабилизатора переменного напряжения был изъят вместе со старым мотором, на его место было решено установить отдельный выходной трансформатор для ВЧ, позволяющий избавиться от фабричного разделительного конденсатора перед ВЧ динамиком. Этому решению предшествовала очередная попытка намотать хороший по звуку секционированный выходной трансформатор. Чуда при этом не произошло – даже простейший вариант с разделением первичной обмотки и расположением внутри нее вторички в музыкальном плане заметно отставал от классического варианта с первичкой внутри и вторичкой снаружи. Секционирование было отброшено, думаю уже навсегда.
В трансформаторе без секционирования невозможно получить приемлемый уровень верхов и низов одновременно – либо одно, либо другое. Мои предпочтения всегда лежали на стороне НЧ и СЧ, где долгое время и без ВЧ было над чем поработать с точки зрения улучшения ясности и музыкальности звучания. Со временем, по мере решения проблем, руки дошли и до ВЧ. Здесь выяснилось, что согласовать чувствительность ШП головки с тихой пищалкой можно только если пожертвовать десятью а то и двенадцатью децибеллами чувствительности ШП головки. Делать этого никак не хотелось – мощности усилителя на Siemens CA в щадящем режиме как раз хватало для озвучки комнаты. Решить проблему можно было бы, если использовать для ВЧ отдельный мощный пентод, подключенный к общему предоконечному каскаду усилителя. С точки зрения подгонки уровней – идеальный вариант, однако найти пентод близкий по музыкальности к Siemens CA крайне проблематично, а установка второй мощной лампы невозможна в схеме Энергофона (pic 1), где автоматическое отрицательное смещение берется от заземленного дросселя. Для использования двух выходных ламп схему пришлось бы существенно изменить и усложнить, это обстоятельство охладило мой пыл и был выбран компромиссный вариант – отдельный ВЧ трансформатор. Как и предполагалось, из-за большой разницы в чувствительности ВЧ все равно оказался заваленным, тем не менее вариант с отдельным трансформатором звучал более сбалансировано и был в итоге оставлен.
Во всех трансформаторах и дросселях были заново уложены пластины магнитопроводов. Укладка пластин с учетом их направленности весьма трудоемкий процесс, требует свежей головы и хорошей физической формы – с одним трансформатором можно не разгибаясь провозиться весь день, при этом на следующий день обнаружить еще достаточно неточностей, чтобы начать по новой. Ходить по такому кругу из переделок и доводок можно очень долго и во время сборки первой версии Энергофона были собраны компромиссные варианты магнитопроводов “лучше, чем ничего”. На сей раз, пластины были сложены “весьма хорошо”.
Схема
В схеме были уточнены номиналы некоторых компонентов. В связи с кончиной последнего оригинального тиратрона RGN1500, в схему было добавлено питание накала для обычного кенотрона RGN 2004 VL5, и установлен дополнительный самодельный выключатель задержки подключения нагрузки S3. Конденсатор фильтра смещения сетки выходной лампы был заменен на проволочный C10, так же проволочный конденсатор C9 был использован перед ВЧ выходным трансформатором. Из-за периодической нехватки коэффициента усиления, лампа RE11 VL2 была заменена на Siemens Ba.
Монтаж
Изначально конструкция имела неудобный доступ к некоторым компонентам, например чтобы добраться до силового трансформатора, приходилось вытаскивать шасси в натяжку на проводах, снимать диск вместе с подшипником, затем вытаскивать громкоговоритель и только после этого можно было добраться до клемм трансформатора с паяльником. Все это усложняло тонкую настройку тракта и приводило к разного рода авариям. В итоге мне это надоело и я решил сделать отдельное шасси для БП, это был единственный возможный вариант доступа ко всем деталям БП в плотно упакованном монтаже тракта. Новое шасси было сделано из какой-то приятной на ощупь старой доски, которой хватило и на новое шасси для усилителя. Новенькие шасси требовали дальнейшего наведения порядка – для чего провода в тракте были связаны в жгуты.
Чтобы избежать потерь ясности, каждый жгут был разделен на два разнонаправленных пучка, таким образом между собой соприкасались только сонаправленные провода. В коротком тракте при прослушивании живых записей слышно даже влияние нити, которой связывается жгут. В идеале нить должна быть сонаправлена со жгутом, а все узлы связаны по часовой стрелке (см. правила намотки).
Плотный контакт проводов друг с другом требуют хорошей изоляции проводов, за неимением лучшего пришлось использовать современные лакотканные изоляционные трубки. Без особой надобности такие трубки лучше не использовать, как впрочем и современные ХБ чулки, которые теперь делают непонятно из чего и непонятно как. Последний хороший чулок из чистого ХБ я покупал лет десять назад – это были бельевые веревки, сделанные в Белорусии, потом они пропали, осталась только всякая дрянь.
Звук
Главным отличием новой версии тракта стало расширение частотного диапазона без потерь ясности звучания, свойственной старой версии. Получился своеобразный “Full Range” LO-FI, значительно преобразивший звучание LP и многих пластинок на 78 оборотов. Теперь даже в сравнении с коммерческими ремастерингами с магнитных лент, оцифровки Back To Music выглядят предпочтительней – звучат живее и выразительней. Примеры приведены ниже, все новые оцифровки Full Range можно послушать здесь. Старые варианты ремастеринга не удалялись, так что можно услышать разницу между двумя версиями тракта.
Алексей размеры спила какие и диаметр под динамик? Сушка естественная или ? Спил какого года? “Волшебство” в чем проявляется в музыке?
Николай,размеры спила 600х670 без учета выступов.
Николай размер отверсти под 10’’ ТФК это около 250мм.Если интересно сниму размеры точнее,сейчас не рядом.Купил случайно в мастерской где делают слэбы.Про сушку толком ничего не ответили также как и про возраст.Сначала досушил в течении полугода.Пошли небольшие трещины,их заполнил костным клеем и затем отфрезеровал по максимуму толщины.спил обошелся в 5000р.Старший товарищ по партии заинтересовался и мы сьездили купили еще пенек меньшего размера(прямо пеньком),тоже ясень.Распилили на три части и две уже используются у него в системе а мой спил трудится отражательной доской в корпусе по размерам АМЛ.Определение «волшебство» трудно расшифровать словами.Направление определяется с лету.Также очень четко отличима разница при ориентации динамика вокруг своей оси.Появляется некая «животность»в звуке, не путать с живостью.Ясность конечно же улучшается.Планы на большой спил-сделать рупор по трактисе и тонкой елки раскрывом около 1.5м и спил использовать в роли щита.Этакая тестовая АС .
Как иллюстрация
Алексей спасибо большое. Спил в качестве промежуточной панели в оя хорошо, но сама промежуточная отражательная панель будет уменьшать ясность, с точки зрения векторнной направленности Антона.
2. 10″ 250мм ТФК у вас с нижним спайдером или верхним “пауком” с болтом? Ранние версии с верхним пауком более ясные мне показались и Антон писал при прочих равных с верхним пауком лучше. С уважением Николай
Рупор по трактриссе с точки зрения ясности худший вариант, просто щит из спила и все оставить.
….»Спил в качестве промежуточной панели в оя хорошо, но сама промежуточная отражательная панель будет уменьшать ясность, с точки зрения векторнной направленности Антона.»…
Николай,не совсем понял про снижение ясности при добавлении отражательной доски.Есть опыт?Нужно время для сравнения,это несложно.Ящик «правильный»…склеенный из болотной елки,тонкостенный.Сам пилил ,корень-крона и все остальное железно выдержанно.
Динамики есть и с верхним пауком и с нижним.С верхним от ТФК776,с нижним Клангфильм с кожаным подвесом.С кожей мне больше нравится,хотя полоса уже.
Николай,если нетрудно просветите про трактиссу в плане снижения ясности.
Тут каждый чих стоит времени.
Вот как пример-проба пера так сказать.Ушел месяц.
Бляха муха, Алексей, снимаю шляпу! У меня подобные опыты все еще в проекте.
Алексей у вас вижу очень богатый опыт разработок, поэтому просветить вас трудно, Я же опирался на опыт Антона, крепившего динамик сразу к передней панели даже без фетровых прокладок демпферные, а промежуточная отражательная панель даст потери в ясности, т.к. трудно ее соорентировать по векторам с основной передней панелью. Те же соображения и по рупору, Антон даже писал, что рупор с точки зрения ясности худший вариант, лучше всего просто щит
Щит лучше всего подходит потому, что он конструктивно самый простой и в сравнении с другими вариантами в нем при прочих равных получится наименьшее количество ошибок с точки зрения направленности. то есть, если вообще не заниматься определением направлений досок, то из всех вариантов яснее всего зазвучит щит, что и подтверждается опытом самодельщиков.
Однако когда дело касается изысков и вы осознанно отбираете дерево по звуку и направлению, то рупор можно сделать более интересным. Хотя бы потому, что усилив звук с помощью рупора акустически (это наиболее музыкальный вариант усиления) вам не нужно лишнее электрическое усиление, где даже самый тщательный отбор и ориентация компонентов не даст 100% результат из-за невозможности ориентации деталей ламп, конденсаторов етс, а так же из-за ущербности звучания заводских компонентов, даже старых. Вот собственно и вся логика.
Антон спасибо за комментарий!Изыски здесь простые благодаря огромной проделанной ранее Вами работе.Про дерево Вы писали-это елка ясень,белый клен не пробовал пока,сохнет.И конечно все естественной сушки.От себя хочу добавить что бук в сравнении полная фигня.
Да какой уж богатый опыт,совсем нет.Рад каждой подсказке.
Конечно-никаких фетровых прокладок.
Рупор меня покорил недавно при сравнительном прослушивании Шаляпина при участии моего усилителя и: моей АС и рупора.Мой Клангфильм звучит лучше тоже древнего Мангавокса ,но есть нечто в звучании рупора на этой записи,которое я не могу простыми словами описать .Хочу отметить,что все были трезвыми.
По векторам направленности и ящик и отражательная доска одинаково смотрят на слушателя.