За время, прошедшее с момента рождения Энергофона, неизменным у него остался разве что только корпус, все остальные детали были так или иначе переделаны. Громкоговорители, переключатели и разъемы, переменные резисторы, проволочные конденсаторы и регулятор громкости, провода, шасси, монтаж – ничто не осталось без внимания. Доработки были связаны в первую очередь с подбором и более точной ориентацией компонентов, не обошлось и без компромиссов.
Мотор
От старинного мотора с механической стабилизацией скорости, на оживление которого было потрачено огромное количество времени в итоге пришлось отказаться. Несмотря на все старания, неприемлемые колебания скорости вращения мотора устранить не удалось, хронически больной пациент в порыве гнева был выброшен в пропасть. На его место был установлен асинхронный, четырех полюсный конденсаторный мотор ЭДГ-1 от советской радиолы Рига-Люкс 1950х, как водится, собранный из нескольких заводских вариантов. Самодельная “коробка передач” от старого мотора с небольшими переделками была прилажена к новому движку, вал движка был расточен под конус для возможности подстройки скорости вращения диска. Звук от замены, конечно, пострадал, особенно в живую, в то время как на оцифровках такие тонкости были лишь слегка заметны.
В приводе была исправлена досадная ошибка, ухудшающая коэффициент детонации на 33 скорости, где инерции граммофонного диска не хватает для сглаживания неравномерностей тяги привода. Детонации возникали при прохождении через шкив узла на нитке, используемой в качестве пассика. Как выяснилось, нитке с узлом противопоказана используемая в приводе V-образная форма канавки шкива. V-канавка обеспечивает наилучшее сцепление нити со шкивом при прочих равных, однако даже самый маленький узел ложится в V канавку заметно выше самой нити и вызывает таким образом скачкообразное увеличение скорости. Понадобилось два года, чтобы до меня вдруг это дошло, форма канавки в 33 шкиве была переточена с V на U, это снизило коэффициент детонации на 33 скорости в два раза с 0.28% до 0.15% (согласно мобильного приложения Wow-flutter). Не бог весть какие показатели, но как говорится чем богаты. На 78 скорости при этом коэффициент детонации равен 0.02%.
Тонарм
Основание тонарма, шелл и некоторые детали крепления были сделаны заново. Также за счет массивной латунной гайки фиксации положения клюва тонарма узел был утяжелен в несколько раз, что позволило снизить низкочастотный резонанс тонарма до нескольких герц и таким образом существенно снизить акустическую обратную связь между громкоговорителем и тонармом. Такой финт был бы невозможен с классическим тонармом, который имел бы при этом недопустимо большую инерцию вертикального хода. В тонарме с “коротким клювом” эта проблема отсутствует – при утяжелении основания вертикального подшипника инерция увеличивается только в горизонтальной плоскости, что минимально влияет на работу монофонической головки. Проблемы могут возникнуть при прослушивании некоторых 78 пластинок, которые невозможно отцентрировать (есть такие варианты, где дорожки отпечатаны с перекосом и игла в итоге движется не по кругу, а по овалу или по какой-либо другой траектории, отличной от круга). В этом случае гайку-утяжелитель придется менять на обычную.
Картридж
В классическом кристаллическом пьезокартридже с горизонтальным расположением кристалла сложно получить линейную ВЧ составляющую сигнала. Связано это с относительно большой совокупной массой кристалла, промежуточного демпфера и кантилевера, которая резонирует в стандартных конструкциях на частотах от 7 до 8 кГц, выше которых начинается спад АЧХ. На шеллаке такой механический фильтр часто даже помогает, избавляя от чрезмерных шумов, однако на LP желательно иметь диапазон хотя-бы до 12000 кГц. Для достижения этой цели размеры деталей картриджа были уменьшены, а самый верх диапазона (11-12 кГц) подчеркнут резонансом выступающей за опорный демпфер части кантилевера (см фото).
Картридж с вертикальным расположением кристалла – это совершенно другая история, проблемы с ВЧ отсутствуют там как класс. Первый же простейший вертикальный вариант (см фото) был настолько линеен, что позволил вообще отказаться от подъема ВЧ с помощью R1 и R2 (см. схему), открывая тем самым радужные перспективы, хотя звучал он с заметной окраской на СЧ, связанной с недостаточным демпфированием кристалла. После доработки конструкции (см фото – рабочий вариант картриджа) эта проблема исчезла, но во время эксплуатации выяснилось, что странным образом считывает НЧ и ВЧ помехи с заезженных дисков громче обычного, само количество помех при этом возрастало. Расследование показало, что в отличие от искусственно поляризованных керамических пьезопластин, сигнал у которых возникает при механическом воздействии только на плоскую сторону пластины, натуральный кристалл выдает сигнал при давлении, как на плоскость, так и на оба ребра кристалла. Причем ребра у кристалла часто оказываются даже более чувствительны, чем плоскость. Таким образом, вертикальный вариант картриджа вместо того, чтобы снимать только горизонтальные колебания, снимает вообще все возможные колебания в канавке причем с различной АЧХ и средней громкостью для каждой проекции. Так-же у рабочей версии непонятно каким образом возникает значительный подъем на инфранизких частотах – неприятный момент, когда нет возможности использовать ФВЧ. В общем, после первого раунда головка оказалась пригодной только для ремастеринга новых пластинок, которые у меня отсутствуют как класс. Раунд два был отложен до поры до времени, поскольку горизонтальный вариант лишь немного уступал в ясности вертикальному, а технические огрехи в нем отсутствовали.
Трансформаторы
Дроссель стабилизатора переменного напряжения был изъят вместе со старым мотором, на его место было решено установить отдельный выходной трансформатор для ВЧ, позволяющий избавиться от фабричного разделительного конденсатора перед ВЧ динамиком. Этому решению предшествовала очередная попытка намотать хороший по звуку секционированный выходной трансформатор. Чуда при этом не произошло – даже простейший вариант с разделением первичной обмотки и расположением внутри нее вторички в музыкальном плане заметно отставал от классического варианта с первичкой внутри и вторичкой снаружи. Секционирование было отброшено, думаю уже навсегда.
В трансформаторе без секционирования невозможно получить приемлемый уровень верхов и низов одновременно – либо одно, либо другое. Мои предпочтения всегда лежали на стороне НЧ и СЧ, где долгое время и без ВЧ было над чем поработать с точки зрения улучшения ясности и музыкальности звучания. Со временем, по мере решения проблем, руки дошли и до ВЧ. Здесь выяснилось, что согласовать чувствительность ШП головки с тихой пищалкой можно только если пожертвовать десятью а то и двенадцатью децибеллами чувствительности ШП головки. Делать этого никак не хотелось – мощности усилителя на Siemens CA в щадящем режиме как раз хватало для озвучки комнаты. Решить проблему можно было бы, если использовать для ВЧ отдельный мощный пентод, подключенный к общему предоконечному каскаду усилителя. С точки зрения подгонки уровней – идеальный вариант, однако найти пентод близкий по музыкальности к Siemens CA крайне проблематично, а установка второй мощной лампы невозможна в схеме Энергофона (pic 1), где автоматическое отрицательное смещение берется от заземленного дросселя. Для использования двух выходных ламп схему пришлось бы существенно изменить и усложнить, это обстоятельство охладило мой пыл и был выбран компромиссный вариант – отдельный ВЧ трансформатор. Как и предполагалось, из-за большой разницы в чувствительности ВЧ все равно оказался заваленным, тем не менее вариант с отдельным трансформатором звучал более сбалансировано и был в итоге оставлен.
Во всех трансформаторах и дросселях были заново уложены пластины магнитопроводов. Укладка пластин с учетом их направленности весьма трудоемкий процесс, требует свежей головы и хорошей физической формы – с одним трансформатором можно не разгибаясь провозиться весь день, при этом на следующий день обнаружить еще достаточно неточностей, чтобы начать по новой. Ходить по такому кругу из переделок и доводок можно очень долго и во время сборки первой версии Энергофона были собраны компромиссные варианты магнитопроводов “лучше, чем ничего”. На сей раз, пластины были сложены “весьма хорошо”.
Схема
В схеме были уточнены номиналы некоторых компонентов. В связи с кончиной последнего оригинального тиратрона RGN1500, в схему было добавлено питание накала для обычного кенотрона RGN 2004 VL5, и установлен дополнительный самодельный выключатель задержки подключения нагрузки S3. Конденсатор фильтра смещения сетки выходной лампы был заменен на проволочный C10, так же проволочный конденсатор C9 был использован перед ВЧ выходным трансформатором. Из-за периодической нехватки коэффициента усиления, лампа RE11 VL2 была заменена на Siemens Ba.
Монтаж
Изначально конструкция имела неудобный доступ к некоторым компонентам, например чтобы добраться до силового трансформатора, приходилось вытаскивать шасси в натяжку на проводах, снимать диск вместе с подшипником, затем вытаскивать громкоговоритель и только после этого можно было добраться до клемм трансформатора с паяльником. Все это усложняло тонкую настройку тракта и приводило к разного рода авариям. В итоге мне это надоело и я решил сделать отдельное шасси для БП, это был единственный возможный вариант доступа ко всем деталям БП в плотно упакованном монтаже тракта. Новое шасси было сделано из какой-то приятной на ощупь старой доски, которой хватило и на новое шасси для усилителя. Новенькие шасси требовали дальнейшего наведения порядка – для чего провода в тракте были связаны в жгуты.
Чтобы избежать потерь ясности, каждый жгут был разделен на два разнонаправленных пучка, таким образом между собой соприкасались только сонаправленные провода. В коротком тракте при прослушивании живых записей слышно даже влияние нити, которой связывается жгут. В идеале нить должна быть сонаправлена со жгутом, а все узлы связаны по часовой стрелке (см. правила намотки).
Плотный контакт проводов друг с другом требуют хорошей изоляции проводов, за неимением лучшего пришлось использовать современные лакотканные изоляционные трубки. Без особой надобности такие трубки лучше не использовать, как впрочем и современные ХБ чулки, которые теперь делают непонятно из чего и непонятно как. Последний хороший чулок из чистого ХБ я покупал лет десять назад – это были бельевые веревки, сделанные в Белорусии, потом они пропали, осталась только всякая дрянь.
Звук
Главным отличием новой версии тракта стало расширение частотного диапазона без потерь ясности звучания, свойственной старой версии. Получился своеобразный “Full Range” LO-FI, значительно преобразивший звучание LP и многих пластинок на 78 оборотов. Теперь даже в сравнении с коммерческими ремастерингами с магнитных лент, оцифровки Back To Music выглядят предпочтительней – звучат живее и выразительней. Примеры приведены ниже, все новые оцифровки Full Range можно послушать здесь. Старые варианты ремастеринга не удалялись, так что можно услышать разницу между двумя версиями тракта.
Анод пока графитовый.То что он модет быть медным(как корпус например),жестяным и тд,написано в литературе.Завтра буду пробовать оловянную кружку.Свинец есть,надо отлить и раскатать,тоже попробую.
Если кружку использовать одновременно как банку и как анод, это имхо перспективно! Кружку можно отлить и из свинца и из олова в домашних условиях в гипсовой форме. Главное найти пару электролит-анод, чтобы анод не растворялся.
На фото раствор буры:слева час работы,справа примерно 3 часа.Рабочая температура 45-50 градусов.
Такое потемнение – это перебор однозначно.
Эта штука чем дальше тем лучше работает,чем раствор в стеклянной банке из магазина.
Оловянная пивная кружка,старая.Брал на пробу у коллекционера.
Дополнительных положительных эффекта два:-лучшее охлаждение раствора при работе,-можно использовать по прямому назначению.
Кружка что надо, я бы поставил 50 к 1, что по звуку она будет интересней той банки с резьбой.
На ней еще точку подключения надо найти с максимальной ясностью.
Разобрал древний филипс для того чтобы использовать корпус в еачестве анода ,а там вон что-готовый анод.Электролита там не было уже лет пятьдесят как.Но кстати кристаллы от бывшего электролита темно-бурого цвета,может бура была?
Ух ты класс какой анод, я бы прямо в этом корпусе восстановить попробовал! Были у меня два довоенных жидких филипса где электролит плескался еще, а емкости не было почти, не знаю куда дел( Возможно выбросил. Знал бы что там такое внутри..
Да вот я тоже обрадовался!Слой окисла там присутствует точно и он толстый.Прямая замена на анод,сформированный из алюминия ранее чуда не произвела.Прямое сопротивление такого “диода” оказалось очень большим.Причем ток за час вырос впятеро,нужна приработка.Емкость по китайскому мультиметру 104 мкф в оловянной кружке.Изначально емкость разобранного конденсатор была 32 мкфх320в .Вопросов больше чем ответов,
да уж, не просто все. Это с бурой все результаты или с содой?
С содой
Логически, если емкость получилась больше, чем была на заводе, то значит толщина окисла у анода стала меньше. максимальное рабочее напряжение тоже тогда должно быть меньше.
Другой вариант – сода химически повлияла на проводимость заводского окисла.
Если в конденсаторе есть утечка, то китайские мультиметры могут врать. Например старый бумажный конденсатор 2 мкф, если я его измеряю своим тестером UNI-T UT70A и вижу 3 мкф, значит у него серьезная утечка, реальная емкость при этом у него остается в районе 2 мкф что можно определить на слух при подключении его к ВЧ динамику и сравнении его с заведомо исправным конденсатором.
Так что еще один вариант – врет мультиметр.
Все верно,не сообразил.Буду пробовать “формировать” этот конденсатор,посмотрю что получится.Нужно использовать эту замечательную конструкцию.И также теперь понятно как восстанавливать такие “мокрые” конденсаторы.В сухой долить дистиллированной воды мало,нужно дождаться растворения кристаллов а уже затем формировать контролируя ток.В крайнем случае можно сбить окисел пескоструйной обработкой и создать слой заново,
Продолжил эксперименты с электродами старых конденсаторов.Держит не более 180 в.Ток был примерно 2 ма и нично не предвещало ничего плохого.Отвлекся на пару часов-ток резко вырос и электролит выкипел,диодный мост через который все питал расплавился.цвет электрода сменился с зеленоватого на тот что на фото.Стал белесым.Как выпрямитель этот электрод по прежнему не работает.Емкость в кружке упала со 104 до 80 мкф.
Да, белые наросты какие-то, бахрома.. такого не должно быть, наверно содовый электролит все-таки разрушает старый окисел, я бы почистил анод и попробовал через резистор напряжение подавать, чтобы на месте пробоев новый слой формировался без перегревов. Посмотреть как пойдет, дальше по результату.
Разобрал более свежий конденсатор..довоенный тоже.Был мертвым.Хотел использовать корпус в качес тве электрода.Обнаружил внутри хорошо сохранившуюся фольгу,уже протравленную с лвуз сторон.Вырезал из нее электрод и сравнил на звук его и из пишевого алюминия.Звук плавнее и эмоциональнее.Ясность примерно одинакова.