Энергетический Рупор (ЭР), с помощью которого я тестирую компоненты дома, весит порядка тридцати килограмм. Его не то что возить, переставлять тяжело, поэтому проект с переносной тестовой системой назрел уже давно, недавно он наконец-то состоялся.
Корпус
Корпус колонки собран по упрощенной схеме АДАС, делать “солнышко”, как в ЭР мне не хватило духу, но дерево использовано из старых запасов и тщательно отбрано по звуку. Габариты: 310*250*150мм – минимальный размер, чтобы влез динамик и начинка. Диаметр диффузора динамика – 170мм (растояние между центрами гофра), динамик немецкий 1934 года с алнико магнитом, разобран и собран по направлениям, как обычно. Керн пришлось выпрессовывать и разворачивать.
Трансформаторы
Трансформаторы намотаны по всем правилам, Сетевой трансформатор с ш-образным магнитопроводом изначально намотан для двухполупериодного выпрямления с соблюдением направлений обмоток анодного питания. Прослушивание очередной раз показало, что полумеры неприемлемы – Ш-магнитопроводы пригодны только для однополупериодного выпрямления, в двухполупериодном выпрямителе хорошо работает только симметричный трансформатор. В итоге в питании использована только одна обмотка трансформатора и один, лучший по звуку анод лампы AZ1.
Регулятор громкости, лепестки панелек ламп, переключатели и разъемы так-же перебраны с учетом направленности их компонентов. Все детали для удобства настройки и ремонта смонтированы на деревянном шасси, направленность которого совпадает с оной у днища колонки.
Схема
Схема максимально простая, на двух лампах – сдвоенный ECL11 (триод + мощный пентод) и кенотрон AZ1. Изначально в корпус не хотели влезать три больших электролитических конденсатора, поэтому было решено использовать один строенный конденсатор Mallory с общей землей и достаточно приличным звуком всех трех конденсаторов. После монтажа выяснилось, что катодной емкости Mallory 20 мкФ не хватает – усилитель возбуждался уже при среднем усилении, ситуацию спасла более современная емкость 2000 мкФ небольшого размера, звук при этом, конечно, несколько пострадал. Ну что делать.. будем знать, что катод ECL11 лучше сразу сажать на землю, а смещение подавать в сетку.
Для задержки подачи анодного питания использован выключатель S2, переключатель S1 введен для проверки звучания внешних АС, клеммы выведены на переднюю панель колонки. Конденсаторы С1 и С2 – проволочные.
Результат
Колонка играет очень чисто, смена направления проводов на ее входе слышна отчетливо. Ее единственный серьезный недостаток – вес 7 кг, что для переносной вещи таки многовато.
Антон добрый день. скажите пожалуйста как по музыке пентод ЕСL11 по сравнению с АL1?
Добрый день! Тут как всегда, лотерея. У меня четыре штуки ECL11, понравилась как играет только одна, причем не самая старая. В сравнении с AL1 (RES 964), c одной стороны, удачную RES середины 1930х по музыкальности ECL вряд ли догонит, с другой – попробуй еще найди эту удачную RES и к ней еще нужен драйвер на REN904 и то усиление будет меньше, чем у ECL. При этом у ECL есть большой плюс – монтаж усилителя проще, так как драйвер и оконечный пентод расположены в одном баллоне. То-есть, при прочих равных, у усилителя на ECL будет меньше ошибок с направлениями. Ну и с катодным фоном у ECL проблем нет, что тоже приятно.
Антон спасибо большое, за развернутый ответ. Небольшой ньюанс по БП , если дроссель поставить в минус, как вы в своих схемах делаете, будет по музыке интереснее. Если я правильно понимаю в аноде триодной части поставить резистор 250-500кОм, то можно 1Мом из сетки убрать, только правда у лампы общий катод, не известно ,как будет смещение организовываться. Либо поставить катод на землю, а смещение от батареек, либо с подземного резистора?
Скорее всего да, но у меня в питании использован сдвоенный электролитический конденсатор с общей землей, там такой фокус не проходит.
ECL, во всяком случае моя, склонна к самовозбуждению с открытой сеткой. Я не стал разбираться в чем дело, просто подобрал хороший резистор 1 мОм у успокоился. Эта колонка по любому в музыкальном плане чувствительней любого промышленного аудио девайса или радиодеталей для тестов которых она предназначена. А для дома у меня есть Энергофон.
Да, если бы у меня были нормальные по размерам раздельные электролиты для этого проекта, я бы сделал смещение от подвального дросселя, как обычно. Катод на землю надо однозначно.
Антон,здравствуйте!В чем преимущество решения посадить резистор 1Мом на катод и через катодный резистор на землю,а не как в стандарте сетка-земля?
Здравствуйте! Для звука никакого преимущества нет. Это чисто техническое решение – если сетку входного триода посадить на землю, то смещение у него окажется равным смещению выходной лампы и триод просто закроется. Соответственно сеточный резистор 1 мОм у меня идет на катод, при этом потенциал сетки у триода будет = 0, что для этой лампы нормально. В идеале там нужно -1 или полтора вольта, если мне память не изменяет. Это можно организовать, использовав в катоде не один, а два последовательно соединенных резистора с суммарным сопротивлением 650 Ом. Отрицательное смещение для триода при этом взять с точки соединения резисторов. Но лишний резистор – это уже однозначно плохо для тестовой колонки, тем более, что может понадобиться еще и конденсатор.
Антон спасибо за ответ!Все понятно.
Антон добрый вечер. Подредактируй пожалуйста выключатель SW1, переключатель SW2 , Номера перепутаны 2 анод
Добрый! Поправил, спасибо)
Антон добрый вечер. важно шасси куда должно быть направлено вниз по гравитации или наверх, энерг направление панелек к шасси? с уважением
Дно у колонки направлено вниз и на слушателя. Шасси, панельки и все остальные детали так же направлены вниз и на слушателя. При этом, задняя крышка направлена назад-наружу, она играет через дырки достаточно громко. Причем даже без дырок в задней панели звук правильней, когда она направлена изнутри наружу. То-есть в идеале Энергетический Рупор должен быть весь направлен изнутри наружу, как такое сделать без встречных продольных направлений у дерева – ума не приложу.
спасибо большое Антон
Hi Anton,
The amplifier looks like a great project to start building a first amplifier with vintage parts to me. I would like to use the schematic for a first project myself. Do you have some more detail images maybe from underneath? Did you use any special varnish on the wood to protect it from fire?
Best regards,
Fabio
Hi Fabio!
Here is the bottom of the shassis where you can see a protective screen against electromagnetic interference under the ECL11 tube socket.
The protective screen removed. At the left bottom you can see the modern cathode capacitor 2000 mF that I had to add insted of the good old capacitor with insufficient capacity.
To the left of the ECL11 tube are the wirewound capsitors with the EM protective cap removed.
Nothing relatively special. Just a couple of layers of rough alcohol-shellac varnish. It’s good against dirt and good for sound, that’s all a test system needs.
Thanks for providing the details Anton!
Антон здравствуйте!Для сведения стерео в моно с CD изготовил трансформатор.Все замечательно работает.Хочу поместить его в спил хорошего дерева как в корпус.Констуктивно это стаканчик с крышкой.Вопрос:как по Вашему сориентировать корень-крона?