Бог знает сколько лет у меня валялись несколько селеновых и довоенных купроксных выпрямителей. Когда то я уже собирал однополупериодные выпрямители для динамиков с подмагничиванием на купроксе 1920х – разбирал оригинал, ориентировал таблетки и радиаторы, собирал обратно. Уже тогда технически исправных оригинальных купроксных “таблеток” найти было практически невозможно. Большая их часть была замкнута накоротко от времени или из-за аварий, остальные – полуживые, почти все с утечкой. Ни один из аппаратов на купроксе у меня долго не жил – сначала выпрямители начинали греться, выходное напряжение падало, фон нарастал, в какой то момент все таблетки сгорали оптом. Единственное, в чем я тогда убедился, это то, что выпрямитель на правильно сориентированном купроксе играет чище любого кенотрона тех же лет. Оно, в общем, и понятно – идеальный по направлениям кенотрон существует только в мечтах, в баллон лампы в домашних условиях не залезешь, увы..
В то же время, я пробовал использовать селеновые выпрямители в своих трактах и в сравнении с кенотроном они ни разу не выигрывали ни по одному параметру. Так же меня ни разу не устроил ни один диод – ни германиевый, ни кремниевый, хотя по чистоте звучания удачные диоды 1960х и выигрывали у некоторых кенотронов, но ясность и пластичность у них всегда была хуже, что меня не устраивало.
Недавно я нашел время, чтобы разобраться что к чему. Оказалось, что купроксные, селеновые и германиевые переходы прекрасно можно тестировать с помощью Тестового Аудиотракта – они звучат практически с одинаковой громкостью в обоих направлениях, что позволяет точно оценить разницу в их ясности. Важный момент – все три типа переходов должны тестироваться без включенных последовательно с ними проводников, которые влияют на точность тестов. Для этого несколько селеновых столбов и плоских мостов были разобраны, а с нескольких германиевых диодов и транзисторов были спилены головки так, чтобы можно было напрямую подсоединиться к кристаллам.
Результат поразил несвойственной для субъективных тестов однозначностью – все купроксные таблетки имели правильное направление от катода к аноду, то-есть, при использовании их в источниках питания они оказывались включены в правильном направлении, в соответствии со схемой контуров. В то же время, все селеновые и германиевые кристаллы, которые я протестировал, имели направление от анода к катоду, то есть они, как ни старайся, будут звучать в выпрямителе не оптимально. Кремний, к сожалению, протестировать таким образом невозможно, однако кремний практически всегда проигрывает селену и германию в сравнительных тестах, поэтому можно предположить, что и кремниевые переходы так-же, как и германиевые и селеновые, имеют направленность от анода к катоду, а их меньшая музыкальность обусловлена более поздним годом их выпуска.
Таким образом, в давнем споре “лампа vs транзистор” появился еще один железный аргумент и логичное объяснение, почему хорошая лампа всегда играет лучше хорошего транзистора.
технология изготовления пластин
технолия часть 2
Alex, спасибо за информацию! В общем, с точки зрения необходимого оборудования, изготовить купроксный выпрямитель гораздо проще, чем кенотрон. Было бы желание. С другой стороны, производство ламп с учетом направлений (моя давняя мечта) несравненно важнее с точки зрения влияния на звук усилителя. Станок для намотки конденсаторов, не менее важен и так же давно в проекте, электролиты – отдельная история, за что браться всерьез и в первую очередь – непонятно. Тем более, что здесь важно в итоге реализовать все три проекта и понятно при этом, что в домашних условиях это невозможно. Короче, тяжелый случай.
Антон а как тестировать п- н переходы, с поляризацией , иначе будут искажать полуволны сигнала, и еще, в обратном направлении у них сопротивление высокое, а в прямом низкое или получается, что в цепи сетки на входе где гигантское входное сопртвление, это не имеет значения?
Не совсем понял, что за поляризация и полуволны?
Да, входная лампа в Тестовом тракте работает с открытой сеткой, это сотни мегом входного сопротивления. На слух громкость в обоих направлениях неотличима и не мешает делать выводы о качестве звучания.
ЗЫ – в коротких тестах при сравнении двух близких по качеству треков с разными уровнями громкости, громкий трек практически всегда выглядит предпочтительней. Я не раз наступал на эти грабли.
Может вам будет полезно, вот тут Сергей @BabayMazay осваивает производство ламп: https://habr.com/ru/users/BabayMazay/publications/articles/
Влад, большое спасибо за ссылку! Много информации, которую надо спокойно прочитать и переварить. И ссылки на других людей, уже делающих усилители на самодельных лампах есть https://youtu.be/-UEfqAWb3fE. Круто!
Я, конечно, в курсе, что есть люди занимающиеся DIY лампами, проблема в том, что все эти немногие энтузиасты разбросаны по земному шару. Но я таки надеюсь, что когда-нибудь судьба сведет меня с таким спецом в стеклодувном деле и из этого тандема вырастет нечто интересное)