О направленности полупроводников

Определение направленности Купрокса, Селена и Германия.

Backtomusic team

Бог знает сколько лет у меня валялись несколько селеновых и довоенных купроксных выпрямителей. Когда то я уже собирал однополупериодные выпрямители для динамиков с подмагничиванием на купроксе 1920х – разбирал оригинал, ориентировал таблетки и радиаторы, собирал обратно. Уже тогда технически исправных оригинальных купроксных “таблеток” найти было практически невозможно. Большая их часть была замкнута накоротко от времени или из-за аварий, остальные – полуживые, почти все с утечкой. Ни один из аппаратов на купроксе у меня долго не жил – сначала выпрямители начинали греться, выходное напряжение падало, фон нарастал, в какой то момент все таблетки сгорали оптом. Единственное, в чем я тогда убедился, это то, что выпрямитель на правильно сориентированном купроксе играет чище любого кенотрона тех же лет. Оно, в общем, и понятно – идеальный по направлениям кенотрон существует только в мечтах, в баллон лампы в домашних условиях не залезешь, увы..

В то же время, я пробовал использовать селеновые выпрямители в своих трактах и в сравнении с кенотроном они ни разу не выигрывали ни по одному параметру. Так же меня ни разу не устроил ни один диод – ни германиевый, ни кремниевый, хотя по чистоте звучания удачные диоды 1960х и выигрывали у некоторых кенотронов, но ясность и пластичность у них всегда была хуже, что меня не устраивало.

Недавно я нашел время, чтобы разобраться что к чему. Оказалось, что купроксные, селеновые и германиевые переходы прекрасно можно тестировать с помощью Тестового Аудиотракта – они звучат практически с одинаковой громкостью в обоих направлениях, что позволяет точно оценить разницу в их ясности. Важный момент – все три типа переходов должны тестироваться без включенных последовательно с ними проводников, которые влияют на точность тестов. Для этого несколько селеновых столбов и плоских мостов были разобраны, а с нескольких германиевых диодов и транзисторов были спилены головки так, чтобы можно было напрямую подсоединиться к кристаллам.

Результат поразил несвойственной для субъективных тестов однозначностью – все купроксные таблетки имели правильное направление от катода к аноду, то-есть, при использовании их в источниках питания они оказывались включены в правильном направлении, в соответствии со схемой контуров. В то же время, все селеновые и германиевые кристаллы, которые я протестировал, имели направление от анода к катоду, то есть они, как ни старайся, будут звучать в выпрямителе не оптимально. Кремний, к сожалению, протестировать таким образом невозможно, однако кремний практически всегда проигрывает селену и германию в сравнительных тестах, поэтому можно предположить, что и кремниевые переходы так-же, как и германиевые и селеновые, имеют направленность от анода к катоду, а их меньшая музыкальность обусловлена более поздним годом их выпуска.

Таким образом, в давнем споре “лампа vs транзистор” появился еще один железный аргумент и логичное объяснение, почему хорошая лампа всегда играет лучше хорошего транзистора.

Антон Степичев, 26-01-24

Вопросы и комментарии

Page 1 of 212»
  • Здравствуйте Антон! Спасибо за интересную статью.
    Я тоже экспериментировал с разными диодами, в частности, с селеновыми пластинами. Ясность очень сильно зависит от точек входа и выхода. Я экспериментально нашел, что лучшее звучание получается, когда точки входа и выхода расположены на одной стороне пластины и когда расстояние между ними минимальное. Для подключения к одной и той же стороне пластины я делал зачистки слоя селена небольшими пятнами (красные стрелки на рисунке) и к ним прижимал провод во время прослушивания. Затем, я в лучшей точке подпаял провод с помощью паяльной кислоты.
    А германиевые диоды и транзисторы на мой взгляд, хорошо звучат, только когда кристалл вынут из корпуса. Хорошего звука германия в корпусе мне ни разу не удалось услышать, хотя я довольно много транзисторов и диодов протестировал.

  • Прошу прощения, загрузил фото без стрелок. Исправляюсь.

  • Пример распаянного на латунный радиатор кристалла диода Д305, который я использую для питания мини компьютера (12 В 2А). Сильно заляпано припоем, т.к. я многократно перепаивал в разных положения пластина относительно радиатора.

  • Кстати, несмотря на то, что германий находится на открытом воздухе, этот блок питания надежно работает уже несколько лет. Утечка обратного тока не увеличилась.

    • Я так понимаю вы уже вытащили из полупроводников все возможное! С лампами до сих пор не дружите?

      точки входа и выхода расположены на одной стороне пластины и когда расстояние между ними минимальное

      Такая ситуация будет, если селен нанесен на входную сторону пластины радиатора и вам нужно соблюсти направление в сторону селена. Или наоборот – селен нанесен на выходную поверхность, а вам надо получить направление от селена к радиатору (это без учета направленности селена, который влияет независимо). Звучание, когда точки входа и выхода находятся на одной стороне пластины не оптимальное, но во многих случаях, когда нет возможности переделки, приходится довольствоваться и этим. Ясность такого звучания примерно равна трем по четырехбальной шкале.

  • Нет, еще далеко не все возможное. Сейчас я экспериментирую с кислотами для растворения пластмассовых корпусов микросхем. Удаление каждого миллиметра пластмассы радует улучшением звука. Лампы меня не впечатлили. Лет 10 назад я накупил немецких и австрийских приемников 30-х годов и восстановил их. Более менее меня впечатлил только один – “Blaupunkt_8w79”. Да и то, звучание нашего “Фестиваля” мне казалось предпочтительным по общему эмоциональному воздействию от музыки. Я, правда, тогда еще только начинал заниматься “эзотерическими” методами улучшения звука (читая Ваши статьи и статьи Аббаса), и сегодня, возможно, я сумел бы заметно улучшить звучание немецких приемников. Но я все их разобрал на детали (кроме Blaupunkt_8w79, который у меня стоит эталоном немецкого звука).
    Я думаю, что от микросхем уже никуда не деться и нужно учиться “выжимать” из них хорошее звучание.

  • Лампы меня не впечатлили.

    Александр, вы же из Питера? Если есть желание, могу продемонстрировать как звучат лампы.

  • Спасибо, Антон! С удовольствием послушал бы. Если можно, я хотел бы взять послушать двух моих друзей. Мы вместе увлекаемся звукотехникой, собираемся вместе и сравниваем звучание аппаратуры друг у друга. Они тоже учатся вашим методам и читают ваши сообщения. Правда, сейчас у одного из них проблемы со здоровьем, у меня, кстати, тоже. Если вы не против, то мы могли бы подъехать поближе к весне, когда наши проблемы, надеюсь, закончатся.

    • Не вопрос, пишите в почту как соберетесь. Все мы уже не мальчики, ведем сидячий образ жизни, дышим свинцом, излишества всякие тоже дают о себе знать), итд и тп, проблемы уже есть у всех. Главное, чтобы они как можно дольше не перерастали в серьезные, чего вам и вашим друзьям от души желаю!
      я, так же, как и вы, в последнее время занимаюсь цифрой, чтобы слушать интернет. Причем в стерео, так что вам будет более-менее просто составить мнение, сравнить что там и как отличается.

  • Антон, большое спасибо за понимание! Как только мы будем в норме, я напишу на почту.

  • Купрокс это пластины меди, покрытые слоем закиси меди, то есть слой закиси возможно востановить?

  • Почитал инфо да непросто во первых нужна особо чистая медь интересно как ее получали в 20 годы, а исследовтаь начали вроде в 19 веке, также требуется обжиг при температуре 1000 градусов в среде кислорода :))

Page 1 of 212»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда