Диски проигрывались на Энергофоне специальной пьезоголовкой, при этом выявились следующие моменты:
- Отношение сигнал шум и искажения не особо изменялись в диапазоне диаметров иголок от 1мил (моно 33 об мин) до 4.5 мил ( в полтора раза больший диаметр, который рекомендован для стандартных 78 пластинок)
- Игла при прижиме 5-10 грамм крайне плохо держалась в канавке даже со специально сделанным для этого антискейтом (фото 1), без него игла сразу же соскальзывала к центру пластинки.
В интернете было найдено подтверждение пункта два на этой странице, там утверждается, что все дело в повышенной скорости 90 об.мин, то есть, в возросших центростремительных силах, которые легко смещают иголку в сторону при вертикальной модуляции когда на форте игла находится у самой поверхности. Однако сила, с которой тонарм срывался к центру пластинки без антискейта говорила о том, что помимо этого должны быть и другие причины.
Во всех найденных мной источниках оценка канавок пластинки производилась с помощью фотографии поверхности пластинки (фото 2-3), которая не дает даже приблизительного понимания формы канавки. При обьяснении принципа вертикальной модуляции, канавку Pathe иногда рисуют с вертикальными бортами, что подразумевает устойчивость иголки в канавке даже лучше, чем в стандартных V-образных канавках, однако на практике все выходит наоборот. Короче, ничего было не понятно с этими Пате, для анализа ситуации нужна была точная форма канавки, однако бить редкую пластинку ради исследования скола как-то не хотелось.
Снять точный отпечаток канавок удалось с помощью капли расплавленного воска. Поперечный срез снятой с поверхности пластинки застывшей капли был исследован под микроскопом (фото 4-6), оказалось, что канавки Pathe сферической формы и при этом мало выражены! Отсюда и неприхотливость к диаметру иголок (они все одинаково скользят прямо по дну канавки) и патологическая неспособность иголки держаться в канавке при небольших прижимах. Для информации – вес головки патефона варьируется в диапазоне 70-120 грамм, что исключают проблему плохого трекинга, однако, за счет усиленного износа пластинки.
Как обычно, на практике приходится искать компромисс, как по прижиму, так и по диаметру иглы, с помощью подбора которой можно уйти из зоны износа канавки стандартной иголкой Pathe в случае, если таковой износ имеется. Для хорошо сохранившихся пластинок вполне подходит диаметр иглы 3-3.5 mil с прижимом 20-25 грамм. При этом, либо нужно использовать антискейт, либо устанавливать наклон проигрывателя так, чтобы тонарм под своим весом достаточно уверенно возвращался от центра к внешнему краю пластинки, иначе на коробленных пластинках игла все равно будет соскальзывать с дорожки в сторону центра. Для изношенных пластинок нужен больший диаметр иглы, вплоть до диаметра шарика от авторучки, как это делали любители еще в 20 веке.
Аnton, your tone arm is too cool!