Аудиофилы и продвинутые меломаны-радиолюбители уже давно подметили, что практически любые внешние покрытия – кожухи, экраны или корпусы, – отрицательно влияют на звучание аудиотракта. В сети можно найти массу примеров: обсуждение ухудшения звучания усилителей после того, как шасси накрывается железной крышкой или «исчезновения воздуха» в звучании, когда у проигрывателя LP закрывается защитный кожух из оргстекла. Вьедливые меломаны так-же в курсе отрицательного влияния изоляции проводов, они не используют в своих конструкциях изоляционные трубки из пластика и ПХВ, избегают термоусадочного кембрика. Некоторые идут еще дальше — в своих усилителях и акустических фильтрах они «раздевают конденсаторы» — с них, как минимум, удаляется пластиковая пленка, а, как максимум, — рулон конденсатора вообще вынимается из корпуса, положительный эффект при этом гарантирован множеством восторженных отзывов людей, чьи тракты пережили такую операцию. Все эти действия можно назвать «аудифильским Ню», куда до кучи следует добавить и снятие лако-красочного покрытия с радикомпонентов, удаление окислов, ржавчины и тому подобное. Положительный эффект Ню проявляется абсолютно во всех местах тракта, как в механике, так и в электрических цепях: особо дотошные раздевают даже кварцевые резонаторы, что, на мой взгляд, ставит некую, условную точку в сборе статистики и подтверждает универсальность действия феномена.
Ключевое слово здесь — универсальность, я сакцентировал на нем внимание, поскольку большинство приписывает действенность Ню только какому-либо отдельному элементу и считают это обособленным know how. Это не совсем так. Отдельно взятый элемент — это частный случай, подчиняющийся общей закономерности: «Какую бы деталь тракта вы не придумали, ее раздевание скажется на звучании благотворно». Суть этой аксиомы заложена в Идеологии Короткого Пути АМЛ, если учитывать, что в тракте звучат не только проводники сигнальной цепи, но и диэлектрики и части механики, то-есть, на конечный результат влияет каждый компонент тракта независимо от его функции и местоположения. Влияние компонентов при этом сопоставимо по силе: в коротком, Ясно звучащем тракте нет такого компонента, который бы превосходил по своей силе другой, сходный по размеру и сложности конструкции, в такой степени, чтобы его можно было назвать определяющим звучание системы.
Вплоть до открытия Контуров, Ню было единственным способом гарантированно получить более Ясное звучание тракта при прочих равных. Апогей экспериментов в этой области был описан в статье Проволочный ФНЧ, где наряду с Ню уже достаточно эффективно использовались и знания о Направленности проводников и диэлектриков. Одно из первых прослушиваний экстремально раздетого СД проигрывателя, конструкция которого описана в статье, проводилось совместно с АМЛ — как усилитель использовалась оригинальная система АМЛ-Мьюзик, корпус которой был сделан когда-то еще отцом Анатолия Марковича. АМЛ был крайне удивлен результатом, а когда мы включили концерт Брамса в исполнении Шеринга, изначально записанный с неприятными искажениями, был поражен тем, что искажения практически исчезли, ушли на задний план, а сам Шеринг как будто шагнул из АС в комнату, чтобы с полной самоотдачей сыграть свое соло лично нам двоим. Учитывая опыт АМЛ в оценке звучания, ни о каких галлюцинациях здесь не могло быть и речи. Можно спорить только о том, насколько это было субъективно хорошо или плохо, но сам факт интересного «звучания, резко отличающегося от привычного» остается неоспоримым и по праву добавляется в уже и так порядком наполненную копилку статистики по Ню.
Вопрос о причинах влияния на звук таких странных манипуляций долго оставался открытым. Феномен Ню невозможно привязать ни к одному из разделов Физики — ни к Электротехнике, ни к Механике или Акустике, — так как он везде ощущается одинаково, следовательно, Ню может иметь к классической науке лишь косвенное отношение. Отсюда вытекает мысль, которой я придерживаюсь уже долгое время: не имеет смысла искать «принцип действия» аудиофильского Ню в учебниках Физики, даже если гипотетически отдельные случаи могут быть следствием физических причин (вибраций, магнитных полей и т. д.), в остатке всегда будет слишком много логических несоответствий и “натяжек”, когда предположительный уровень влияния Ню на звук с точки зрения теории Сигналов и Психоакустики будет находится ниже порога слышимости. Стоит так-же иметь ввиду, что до сих пор никто так и не смог увидеть на осциллографе или измерить вольтметром «электрический сигнал ошибки», связанный с Окраской и Направленностью компонентов, а ведь только таким образом можно доказать физические причины аудио аномалий, Ню в том числе.
На мой взгляд, есть два логичных варианта отношения к Ню имеющих право на существование: 1 — это плод больного, аудиофильского воображения; 2 — причины феномена лежат за пределами классической физики, в более тонкой реальности. Наличие только этих двух вариантов следует и из критической статьи Дугласа Сэлфа, который проделал для этого большую научно-исследовательскую работу. Авторитет Сэлфа в области Радиоэлектроники не позволяет сомневаться в правильности его выводов. Цитата: Наиболее убедительным доказательством ошибочности субъективизма является компенсационный метод измерений. Это разрушительно простой метод вычитания сравниваемых сигналов (в том числе и музыки) на входе и выходе усилителя и наглядная демонстрация того, что ничего слышимого при работе нормального усилителя в разнице сигналов не обнаруживается. Таким образом, выясняется, что эти так называемые «музыкальные механизмы» не раскрываются ни музыкой, ни вообще чем-то еще. Тест вычитания безоговорочно доказывает отсутствие каких-либо признаков «неуловимых механизмов деградации» звука. читать статью полностью.
Тем не менее, положительное влияние Ню субъективно фиксируют множество меломанов, а разделенные по времени и местонахождению массовые галлюцинации крайне маловероятны — думаю, они не менее маловероятны, чем существование тонкой реальности для ученых-материалистов. По этой причине споры и дискуссии на эту тему всегда оканчивается ничем — одни остаются верны ощущениям, а другие – измерительным приборам и “здравому смыслу”. Лично для меня существование Ню не менее реально, чем сама музыка, я считаю вопрос о его существовании закрытым и далее просто расскажу о результатах экспериментов: о субъективных фактах (повторяющихся с вероятностью не менее 80% результатах) и их трактовке.
По моим наблюдениям, причина действия Ню на восприятие напрямую связана с Векторной Направленностью. Более того, само открытие Векторной Направленности (ВН) в механике было напрямую связано с исследованиями причин существования эффекта Ню, с помощью ВН был получен ответ на самый важный и сложный вопрос, который меня занимал: почему иногда раздевание компонентов вызывает сильный положительный эффект, а иногда — лишь незначительный. Ответ на вопрос был найден далеко не сразу, из-за сложностей с проведением повторяемых экспериментов я долго бродил вокруг да около, но в итоге головоломка сложилась вполне логично и красиво.
Так-же, как и проводники, части механики и детали аудиотрактов имеют Направленность, то-есть звучание тракта изменяется в зависимости от того, какой стороной соприкасаются друг с другом соседние детали. Именно это наблюдение и иллюстрирует Векторная Направленность. Ни на одном этапе промышленного производства аудиоаппаратуры Векторная Направленность, естественно, не учитывается — никто не знает, что это можно и нужно делать. В мелкосерийном Hi-END ориентируют только провода, чаще всего лишь в сигнальной цепи, а это капля в море. Как следствие, любой конечный аудио-продукт состоит из огромного количества хаотично направленных друг относительно друга проводников и диэлектриков. Потенциал Ясности звучания таких трактов всегда раскрыт лишь частично, только в отдельных, редких экземплярах, где по воле случая процент совпадений ВН компонентов оказывается достаточно велик, можно услышать проблески действительно Ясного звучания. В таких трактах особенно хорошо слышен прирост музыкальности при откручивании с усилителя верхней крышки и других действий, связанных с Ню.
У меня когда-то было два достаточно удачных аппарата — СД плейер и тюнер, — их судьба описана в статье «Проволочный ФНЧ». У обоих изначально снятие верхних крышек было хорошо слышно. Какое-то время я их слушал открытыми, потом для порядка пытался закрывать сверху фанерой, затем деревянным массивом — ничего не помогало. Даже при накрывании корпусов деревянным щитом звук явно тускнел и переставал радовать нюансами, которых в такой технике и так кот наплакал. Решить загадку мне, как это водится, помог случай: как-то, между делом, я накрыл работающий СД плейер перевернутой крышкой (с боковинами, направленными вверх) и, к своему удивлению, обнаружил, что звук потускнел не так сильно, как обычно. После нескольких перепроверок, я попробовал развернуть крышку на 180° в горизонтальной плоскости и обнаружил, что в таком положении потери Ясности в сравнении с открытой системой были минимальными и практически непринципиальными. Эксперимент был повторен с тюнером, у которого наилучший вариант с минимальными потерями оказался так-же с крышкой вверх ногами, но без разворота на 180° по горизонтали. Эти эксперименты впервые обнаружили зависимость Ясности звучания от объективных факторов, не связанных с упрощением тракта или заменой компонентов: при соприкосновении двух соседних деталей тракта определенными сторонами потери Ясности оказалось возможным минимизировать.
Дальше уже было дело техники. После проведения уточняющих экспериментов, когда набралось достаточно статистики, существование трехмерной пространственной (Векторной) Направленности в частях механики стало для меня очевидным фактом и следующим шагом стало составление схем Векторной Направленности компонентов тракта. Решение этой задачи оказалось крайне сложным и трудоемким, как по причине несовершенства первых методик тестирования (см. Тестовый Аудиотракт), так и потому, что большинство допущенных в процессе макетирования ошибок проявляли себя только после чистовой сборки. В итоге, практические результаты стали появляться только недавно, эти результаты я описал в своих предыдущих трех статьях о радиотехнике и акустике, где были опубликованы текущие варианты схем Векторной Направленности деталей активных АС и комнаты прослушивания. В статье Энергетический рупор так-же был подробно рассмотрен один из частых случаев, когда деталь механики (подставка громкоговорителя) не может быть установлена точно в соответствии со схемой Направленности, поскольку, по вполне понятным причинам и как я уже упоминал выше, при проектировании никто не учитывает подобные моменты. Да и какому инженеру, в конце концов, может прийти в голову подобная мысль? Ведь даже об изученной вдоль и поперек линейной Направленности проводов Дуглас Селф, — наиболее яркий и грамотный представитель «радикального аудио-материализма», — высказался вполне однозначно: «Кабели не могут быть направленными, так же, как 2 + 2 не может быть равным 5». К сожалению, за тридцать лет прошедших с момента публикации Сэлфом его критической статьи, пренебрежительное отношение акустиков и радиоэлектронщиков к феномену Направленности так и не изменилось.
Антон, большое спасибо за исчерпывающие ответы!
Буду продолжать эксперименты. Еще несколько вопросов по громкоговорителю:
В громкоговорителе активный элемент – диффузор. Через центрирующую шайбу и гофр он связан с корзиной и магнитом, окрас которых сильнейшим образом накладывается на звучание диффузора, т.к. их масса на порядки больше, чем у диффузора.
1. Что по Вашему опыту сильнее передает диффузору дополнительный окрас корзины и магнита гофр, или центрирующая шайба?
2. Если поставить между корзиной и диффузором (под шайбу и гофр) дополнительные прокладки из благозвучного материала, то они незначительно уменьшат окрас корзины, из-за их малой массы. Есть ли благозвучные материалы, через которые дополнительный окрас передается в минимальной степени, или все решает только масса?
3. Если прокладки будут сверх узкими (для уменьшения площади контакта), то дополнительный окрас будет передаваться также сильно, как и через широкие, или уменьшится? Насколько сильно зависит “коэффициент передачи дополнительного окраса” от площади контакта?
4. Чтобы перетянуть окрас динамика в благозвучную сторону, компенсирующий материал должен быть очень массивным (несколько килограммов), как я понял из Ваших ответов. Куда его лучше прикладывать: ближе к диффузору (к месту его контакта с корзиной), или равномерно обернуть материалом весь динамик, вместе с магнитом?
5. У меня создалось впечатление, что все породы дерева, кроме самых твердых демпфируют (зажимают) звучание. Если использовать мягкие породы в качестве развязывающих прокладок, будут ли они уменьшать “коэффициент передачи окраса” от одного компонента к другому?
Антон, я прошу извинить за большое количество вопросов, но кроме Вас никто не знает ответов.
Кто “сильнее передает диффузору дополнительный окрас корзины и магнита” не знаю, знаю только, что звучание головки весьма критично к качеству как шайбы, так и подвеса. Заменяя или изменяя такие детали мы одновременно сталкиваемся и с физическими и с тонкими изменения, которые происходят максимально “близко” от нас, поэтому тут важна каждая мелочь.
Масса что-то решает только при прочих равных, как я описал до этого, в обычной практике решающее значение имеют врожденные свойства звучания компонентов и их правильная ориентация, а масса, как и другие физические свойства вторичны, если, конечно, они позволяют тракту нормально функционировать.
Благозвучный материал – это в первую очередь ясный материал, он наоборот делает звучание соседних компонентов более заметным.
Не знаю как «коэффициент передачи дополнительного окраса», но звук при этом конечно меняется, как пример – установка усилителя на шипы в некоторых случаях меняет звук кардинально. Но тут опять-же в первую очередь влияют сами тонкие свойства шипов и их направленность, наряду с оными у стола и корпуса усилителя. Там масса вариантов и все они непредсказуемы.
Головке с неудачной магнитной системой никакие прокладки не помогут, только ясность ухудшится.
Прикладывать что-то дополнительно или оборачивать – это на мой взгляд тупиковое направление, тк даже если удастя улучшить одно, другое однозначно пострадает. Чтобы выправить ситуацию нужно улучшать какие-нибудь детали, без которых невозможно обойтись в принципе. Например сделать перднюю панель или весь корпус из хороших материалов и по направлениям, собственно см. Энергофон.
Если звук зажимается, то использовать такое дерево не нужно в принципе.
Антон, спасибо за пояснения! Буду думать, экспериментировать и снова думать.
Мне хочется попробовать выявить количественные соотношения в субъективных аудио эффектах. Пусть, даже очень грубо. Понять физическую сущность окрасов и направлений. Разумеется, это прояснит только физика следующего века, которая, как я надеюсь, начнет измерять и применять тонкие энергии. Но уже сегодня опубликовано множество хорошо проработанных гипотез о тонких энергиях, эфирах, тонких телах человека, планет, звезд и т.д. Сопоставляя аудио, видео и прочие чувственные эзотерические эффекты с идеями, изложенными в этих еще не признанных наукой гипотезах, мне кажется. можно нащупать какую-то почву под ногами, чтобы действовать не методом тыка, а сознательно понимая, что на самом деле происходит.
Мне интересно понять характеристики направленности и окрасов. Тут я пока вижу две возможных идеи:
1. Направленность – это некая анизотропия материала, из-за которой проводимость тонких энергий становится лучше в одном направлении, по сравнению с другими. Тогда окрас – это модуляция, или искажение, или резонансы тонкой энергии, проходящей по направленным каналам. Окрасы всех звеньев аудио, или видео системы, достигая диффузора динамика. или экрана видеомонитора “суммируются” с амплитудой сигнала и преобразуются в звуковые, или световые волны, которые воспринимает человек. Тут возникает вопрос: окрасы ухудшают, или улучшают ясность, которая (как я думаю) не что иное, как параметр точности передачи тонкой энергии? Похоже, что окрасы – как струны инструмента, (только они расположены внутри куска материала) и если они гармоничны, то они минимально искажают тонкую энергию.
2. Направленность – это своего рода “тонкая намагниченность” твердого материала, которая проявляется как поле, выходящее даже за пределы куска материала (это объясняет влияние взаимного расположения проводов, изоляции, корпусов деталей на звук). Когда поля элементов схемы и конструкции совпадают по направлению, они суммируются и тонкая энергия передается наилучшим образом, причем вся аппаратура является распределенной антенной тонких энергий, которая передает сигнал “антенне тонких тел человека”. Тогда окрасы – это некие неоднородности поля тонкой намагниченности в каждом куске материала схемы и конструкции.
Мне хочется с помощью экспериментов уточнять эти предположения, попробовать оценить количественные параметры слышимости окрасов и понять как они ослабляются, или усиливаются в зависимости от площади контакта, длины пути передачи, формы детали и т.д. Понятно, что задача сверх сложная, но есть энтузиасты (в том числе на форуме Аббаса), которым она может быть интересна, и совместными усилиями, возможно, получится немного продвинуться в этом направлении.
Здравствуйте Антон!
У меня вопрос по манипулированию окрасами. Предыстория его в том, что я постоянно, то раздеваю разные детали (диоды, транзисторы, конденсаторы), то переодеваю (электролитические конденсаторы, добавляю радиаторы к раздетым диодам, транзисторам и микросхемам). Я неоднократно замечал улучшение звучания, когда убирал корпус с плохим окрасом, или прижимал хороший по окрасу материал к исходному радиоэлементу.
Бывают случаи, когда невозможно удалить неблагозвучный материал от радиоэлемента. В этом случае приходится соединять (припаивать, приклеивать, обжимать и т.д.) хороший по звуку материал к неблагозвучному.
Вопрос: Будет ли новый хороший окрас все более и более преобладать над старым при увеличении массы, или площади хорошего материала? Или слышимость окрасов двух соединенных разных материалов всегда одинакова и не зависит от их массы и размера?
Здравствуйте!
Один и тот же простой компонент с увеличением объема и массы (непонятно, что из двух первично) звучит более уверенно на фоне других компронентов тракта. Хороший компонент с увеличением массы облагораживает звук системы, плохой – наоборот. Единственно, все это происходит нелинейно, увеличив массу в сто раз не получишь звук условно “в сто раз лучше”. Условие “при прочих равных” в таких делах редко когда возможно соблюсти, меняя, например, современную миниатюрную емкость на винтажный конденсатор или новую лампу на старую. из-за этого всегда возникают нюансы.
Спасибо, Антон! Да, действительно, все не однозначно, особенно, когда модернизируешь такой хаотически сделанный по направлениям аппарат, как компьютер. Некоторые доработки, такие как снятие маски в ста процентов случаев улучшают звук, а некоторые нет, например, выкидывание лишних СМД конденсаторов не всегда срабатывает, иногда становится после очередного выпаивания даже хуже. Впаивание хорошо звучащего компонента улучшает звук, только когда его запаиваешь в определенные точки печатных проводников, а в другие точки не срабатывает, и т.д.