Кондо – Мои размышления о HI-FI

От редакции:

Мы постарались не изменять оригинальный стиль изложения, присущий господину Хироясу Кондо. Он отражает непривычный для европейца ход мысли японца, который может показаться иногда наивным, иногда непоследовательным. На самом деле это лишь видимая верхушка айсберга, коим является глубокое осмысление таинств бытия, которое может дать восточно-азиатский буддизм в сочетании с обширными научными знаниями.

Михаил О., автор перевода.

Частицы и движение волн

Поведение звуковых волн невозможно объяснить, опираясь только на теорию электричества. Огромное количество факторов, влияющих на звуковоспроизведение, остаются не изученными. Мир звука намного глубже, чем мы можем себе представить.

Альберт Эйнштейн сказал, что движение есть энергия. На мой взгляд движение есть звук. Я еще больше убеждаюсь в этом, когда слышу нарастающий шквал звуков в середине увертюры Tannhauser Вагнера. Особенно в последнем исполнении великого маэстро Тосканини 4 апреля 1954 года, когда кажется, что частицы звука сталкиваются друг с другом и сливаясь в бурный водоворот накатываются на слушателя с силой стихии. Мне представляется, что частицы звука совершают немыслимые итерации. Я ясно представляю, как захлестнутый волной чувств, 87-летний маэстро отдавал всю свою душу, дирижируя на том прощальном выступлении, и как в ответ на это музыканты вкладывали в исполнение все мастерство, на которое только были способны.
Считается, что звук распространяется прямолинейно, как любые волны. Но это справедливо лишь для лишенного препятствий широкого пространства. В реальности движение звуковых волн несоизмеримо сложнее, они сталкиваются с препятствиями и друг с другом, и порой, образуя вихри распространяются по неописуемым траекториям. На мой взгляд, тем, кто занимается аудиотехникой необходимо обладать пространственным воображением, чтобы ясно представлять у себя в голове визуальные образы

Величественный звук

Полимикрофонная техника звукозаписи нарушает гармонию сочетания звуковых волн.

Каждое утро в 5 часов в главном храме дзен-буддизма Содзи-дзи 200 монахов собираются для молитвы. На широком пространстве площадью в тысячу татами сидящие слева и справа под сводами храма монахи тихо начинают пение сутр. Какое величественное звучание! Этот обряд, неизменно повторяющийся изо дня в день, вводит человека в состояние нирваны. Что я должен сделать, чтобы выразить это величие с помощью звуковоспроизводящего оборудования?
Прежде всего, надо задуматься над тем, как «собрать» звук. Современные методы записи обычно предполагают расстановку нескольких микрофонов, подобно фигурам на шахматной доске. Однако я отношусь к такому способу с сомнением, главным образом потому, что чем больше микрофонов установлено, тем более подчеркнуто по отношению к другим воспринимается звук около каждого из этих микрофонов, но при этом нарушается самое главное – общая гармония сочетания звуковых волн. Вспомните, какой звук издает самолет с двумя двигателями: Вам будут слышаться не два ровных тона, а третий, плавно вибрирующий, иногда рокочущий звук, что является следствием небольшой разницы частот в звуке каждого двигателя. Музыкальные инструменты и голоса также обязательно порождают этот «разностный» звук. Мне представляется, что именно эти слабые биения тона рождают гармоники, сливающиеся в созвучия и аккорды, и в результате превращаются в красивый, волнующий звук.

Аналоговый звук – цифровой звук

Cовременные аналоговые системы звучат как цифровые. В первый момент такой звук ошеломляет своим высоким разрешением, но правильно ли это?

Аналоговый диск вовсе не обязательно производит аналоговый звук, а цифровой диск – цифровой звук. Для меня аудиосистемы, представленные сегодня на рынке, звучат как цифровые, даже на уровне их аналоговых каскадов. Каждая нота звучит так резко и пронзительно, как будто сигнал имеет прямоугольную форму. Это похоже на изображение, полученное с помощью цифровой камеры. Границы чрезмерно резки и заметны. В первый момент такой звук почти ошеломляет своим высоким разрешением, являющимся, по сути, дроблением. Но в самом ли деле это и есть королевская дорога в аудио?
Я хочу получить такой звук, в котором отдельные частицы звука взаимосвязаны. Несложно добиться «мягкого» звучания от обычного усилителя просто путем подбора подходящих деталей и схемотехники, но такая мягкость на самом деле будет обманом, так как означает технологию «размазывания границ».
Случилось так, что еще 30 лет назад электронные вакуумные лампы давали действительно мягкий и полнокровный звук. Такое положение сохраняется и сегодня. Однако сейчас, если и вносятся какие-либо «улучшения» в звук, то можно сказать, что попросту добавляется цифровая окраска. Я не приемлю этой тенденции. Я хочу получить звук, в котором каждая отдельная из его частей, как солнце, излучала бы энергию в окружающее пространство и при этом они сливались бы воедино. В конечном итоге мне в своих рассуждениях вновь надо вернуться к стадии записи звука.

Звук электронов

Вакуумные лампы, сконструированные для достижения высокого кпд, имеют тяжелый звук, в то время как лампы простой конструкции звучат прозрачно.

Доводилось ли Вам увидеть, как движутся электроны? В учебниках написано, что они с бешеной скоростью вращаются вокруг протонов. Иногда я очень ясно визуально представляю себе движение электронов. Я имею в виду то, что называется термоэлектронной эмиссией. Вакуумные лампы, сконструированные для достижения высокого кпд, имеют тяжелый звук, в то время как лампы простой конструкции звучат прозрачно. Я думаю, что причина этой разницы лежит в соотношении величины эмиссии и анодного напряжения. В результате термоэлектронной эмиссии вокруг катода и накальной нити образуется электронное облако. Чем сильнее эмиссия, тем насыщенней облако, тем больше в нем электронов. Суть работы лампы в том, чтобы отделить, подобно икринкам, каждый из этих электронов от общей массы и доставить их без потерь к аноду. Эффективность этого процесса напрямую связана с величиной напряжения, приложенного к аноду.
Рассмотрим устройство пентода: электроны активно излучаются катодом, образуя очень насыщенное облако. В то время как первая управляющая сетка с мелкоячеистой структурой, расположенная очень близко к катоду, удерживает основную массу электронов очень близко к катоду, часть свободных электронов «в нерешительности» мечется между сеткой и другими электродами лампы, имеющими отрицательный потенциал. Мне кажется, вся эта сутолока как-то влияет на характер звучания пентода. Как же тогда уменьшить количество этих «бесцельно» парящих электронов? Взвесив все «за» и «против» не остается ничего иного, как согласиться с тем, что управляющая сетка должна обладать крупноячеистой структурой, а анодное напряжение должно быть увеличено. Всем этим условиям отвечают прямонакальные триоды. Но тут возникает новая проблема: нить накала, она же катод, более подвержена вибрациям, и в свою очередь, эти вибрации передаются электронам, что опять же влияет на звук… Какая же все-таки это непростая вещь – аудиотехника.

Звук трансформатора

Основным фактором, определяющим качество звучания трансформаторов, являются материалы, из которых изготовлены сердечник и обмотки.

Те, кто изучали электричество, имеют лишь поверхностное знание о том, что такое трансформатор, потому что в учебных заведениях рассматриваются только силовые трансформаторы. Специалисты по звуку вынуждены черпать знания из специальных изданий, но и в них трансформаторам уделяется мало внимания. Означает ли это, что трансформатор является пережитком прошлого? Определенно трансформатор обладает рядом присущих только ему проблем, как то m-линейность магнитного сердечника, искажения возбуждения, шумы Баркхаузена. Привередливые теоретики не выносят этих проблем, а инженеры, заботящиеся только о рентабельности изделий, стараются вообще обойтись без трансформаторов и конструируют каскады, содержащие только резисторы и емкости. Трансформаторы были изгнаны из схемотехники. Я считаю это ошибкой и уверен, что высококачественный трансформатор может звучать великолепно. Я могу привести тому много примеров. Скажем, на радиостанции звуковой сигнал проходит от входа до выхода через десятки трансформаторов. Если бы трансформатор являлся корнем зла, звук телевизионных и FM трансляций был бы просто невыносим. Однако на самом деле он совсем не так уж и плох. В чем же тогда дело? Я хочу ответить на этот вопрос.
Меня очень интересует, как меняется качество звука при прохождении через трансформатор. Трансформатор можно рассматривать как фильтр высоких и низких частот, что объясняет, почему аудиоинженеры старались насколько возможно расширить полосу пропускания трансформаторов. Лично мне по сей день боязно оставлять сетевые трансформаторы включенными на долгое время, потому что я хорошо помню, как перегревались старые трансформаторы, что нередко приводило к пожарам. Да, это была еще та задача – изготовить хороший трансформатор из второсортного железа и дешевой проволоки.
В результате многочисленных экспериментов с различными трансформаторами я могу подразделить их качество на две категории – с мягким звучанием и с жестким звучанием. Основным фактором, определяющим качество звучания трансформаторов, являются материалы, из которых изготовлены сердечник и обмотки. Сначала рассмотрим сердечник. Для передачи слабых сигналов подходит пермаллой, а для средних и больших сигналов – кремнистая сталь. Было бы прекрасно, если бы нашелся такой материал сердечника, который подходил бы для всего спектра сигналов. Однако в действительности приходится выбирать сердечник исходя из начальной точки нарастания магнитного потока в области слабых сигналов максимальной плотности магнитного потока. Соответственно пермаллой и кремнистая сталь дают разный звук.

Звук железного сердечника

Чем ниже содержание никеля и кремнистой стали в сердечнике, тем жестче получаемый звук.

В трансформаторах часто используют железные сердечники. Поскольку звуковые трансформаторы имеют обмотки с большим количеством витков, можно сказать, что сигнал в области высоких частот передается практически напрямую, даже если бы сердечника вообще не было. Специфические проблемы трансформаторов начинают проявляться, когда возникает необходимость передать сигналы в области средних и низких частот. Первое, на что смотрят при оценке свойств железного сердечника это петля гистерезиса. Однако это лишь приблизительная характеристика, поскольку в дальнейшем будут добавлены обмотки, и это будет уже другая система. Вторым этапом определяют, какой магнитный поток может пропустить сердечник и где находится точка насыщения. Этого вполне достаточно для силового трансформатора, но для звуковых трансформаторов необходимы дальнейшие исследования. Дело в том, что при расчете силовых трансформаторов не рассматриваются особенности передачи слабых импульсных сигналов. Для передачи таких сигналов необходимо, чтобы сердечник чутко реагировал даже на очень слабое магнитное поле. Для этого обычно используют так называемый никелевый сердечник, содержащий от 45% до 78% никеля. Проблема никелевого сердечника заключается в низкой максимальной плотности магнитного потока. Существует большое количество различных видов никелевых сердечников, звучащих по-разному, но в целом можно сказать, чем ниже содержание никеля, тем жестче получаемый звук. С другой стороны, при использовании в выходном трансформаторе кремнистой стали, обнаруживается тенденция к смягчению звука, в нем сглаживаются границы и переходы, поскольку в области слабых сигналов магнитный поток не возникает.

Трансформатор и серебряный провод

Сердечник огрубляет звучание катушки индуктивности, если катушка намотана медным проводом.

Среди многочисленных факторов, влияющих на качество звука трансформатора, одним из важнейших является материал обмотки. Если сравнивать звук выходных трансформаторов однотактного и двухтактного усилителя, то в первом случае получается более чистая огибающая сигнала. Рассматривая различные причины этого феномена, я выделяю одну, на которую никто до сих пор не обращал внимания. Я имею в виду наличие или отсутствие постоянного магнитного поля возникающего при протекании постоянного тока через обмотку соответственно в однотактном и двухтактном усилителе. Я думаю, это магнитное поле может усиливать проявление различий звучания обмоток из разного материала. Другими словами речь идет о взаимосвязи дополнительного магнитного поля и поведения электронов. Опыты показывают, что если вокруг обычного подковообразного магнита намотать катушки и подать звуковой сигнал, степень изменения качества звука, обусловленного различием материала проволоки, будет большей, чем без магнита. Многочисленные эксперименты показали, что при использовании серебряной проволоки для обмотки звук претерпевает лишь небольшие изменения в присутствии и отсутствии дополнительного магнитного поля. Медный же провод дает изменения в сторону получения «грубого» звука. Если применить серебряный провод в обычном трансформаторе, его звучание коренным образом преобразится. Теперь становится ясно, что утверждения, о том, что трансформатор якобы портит звук, просто беспочвенны. И этот факт нельзя отрицать лишь потому, что теория электричества до сих пор не может достоверно объяснить суть взаимоотношений магнитного поля и серебра. Рано или поздно люди честно признают эту объективную реальность. В заключении лишь добавлю, что в своих двухтактных усилителях Audio Note Japan применяет подмагничивание выходных трансформаторов постоянным током.

Предварительный усилитель на высоковольтных полевых транзисторах

В предусилителе М7 применены межкаскадные конденсаторы с пропитанной маслом бумагой.

Первым продуктом компании Audio Note Japan был предварительный усилитель, в котором я использовал высоковольтные полевые транзисторы, разработанные господином Сигеру Терада (Shigeru Terada) при содействии компании Синденгэн (Shindengen). Надо напомнить, что вначале полевые транзисторы использовались, как и вакуумные лампы в качестве элементов усиления напряжения. Но высокий уровень искажений не позволял использовать их в усилителях, претендующих на высокое качество. Использовавшиеся вместо электронных ламп полевые транзисторы обладали нетипичной для полупроводников вольт-амперной характеристикой и щедро генерировали вторую гармонику. Вдобавок их применение осложнялось низким, около 50 вольт, напряжением, на которое они были рассчитаны. Но затем господин Терада разработал полевой транзистор, который выдерживал 200 вольт. Это феноменальное улучшение сильно упростило конструирование усилителей и значительно расширило диапазон применения в схемах с малыми искажениями. Я сконструировал предварительный усилитель с использованием таких полевых транзисторов, который явился прототипом модели Meister-7, сокращенно М-7. Корпус был достаточно объемным, в его верхней части находились масляные и электролитические конденсаторы блока питания. В последствии я сделал более компактный М-7II, в котором я применил каскодную схему для усилительного каскада. Преимуществом такой схемы было то, что она одновременно в значительной степени снижала ток утечки и искажения. Тогда же я применил межкаскадные конденсаторы с пропитанной маслом бумагой. После прекращения производства полевых транзисторов, разработанных господином Терада, я перестал собирать М-7. Всего было выпущено 100 предусилителей этой модели. Я слышал, что некоторые экземпляры до сих работают и высоко ценятся.

Усилитель On Gaku

Обворожительный звук On Gaku – это высокое напряжение питания 211 лампы, серебряные провода, серебряная фольга конденсаторов и кремнистая сталь в сердечниках.

В чем состоит феномен привлекательности звука лампового усилителя? Одним из факторов, с точки зрения схемотехники, является способность ламп работать с высоким напряжением. Скажем, среди представленных сегодня ламп, 211 «держит» более 1000 вольт. У 211-ой крупноячеистая сетка и благодаря низкому напряжению смещения количество электронов, не попадающих на анод крайне мало, что означает великолепную линейность вольт-амперной характеристики. При коэффициенте усиления m = 4 она практически идеальная. Многие думают, что, используя такой выдающийся элемент, создать усилитель с хорошими характеристиками не представляет труда. Я сделал несколько усилителей на триодах 211-S, но ни один из них не удовлетворил меня качеством своего звучания, несмотря на прекрасные электрические характеристики, которые показывали измерения. Им не хватало нежности 2А3 и глубины 300В. После целой серии проб и ошибок я пришел к выводу, что проблема лежит в звуковом качестве элементов, использовавшихся в сочетании с этой лампой, поскольку сама 211-я сомнений не вызывала. Поэтому я обратился к господину Ясухиро Оиси (Yasuhiro Oishi), который помог мне изготовить обмотки из серебряной проволоки для выходных трансформаторов с сердечником из кремнистой стали. Результат поражал воображение. Какой обворожительный звук! Вдохновленный этим открытием я изготовил сигнальные конденсаторы из серебряной фольги. Все это привело к появлению звучания, которого до этого никому не удавалось достичь и господин Мазахиро Cибазаки (Masahiro Shibazaki) из компании Сайбатек (Sibatech) дал тогда этому усилителю самое подходящее имя – Онгаку, что значит Музыка.

Патетическая симфония Чайковского

Это произведение требует технологии звуковоспроизведения, которую трудно даже представить. Могут ли вообще существовать усилитель и акустические системы, способные передать все те чувства, которые Чайковский вложил в эту сложнейшую музыку?

Какая внутренняя сила у этой мелодии! Неожиданная смена настроения после второй темы первой части приводит в смятение. Я пытался по-своему интерпретировать это произведение. Юноша, обуреваемый волнением, начинает свой жизненный путь, обращаясь к неизвестности. На грани своих возможностей он сражается с окружающим миром и с самим собой. Светлый луч удачи спасает его и он одерживает победу. Но время неумолимо, оно не дает возможности сделать даже мимолетную передышку после битвы. Теперь он должен противостоять подземным духам. Грохочущие раскаты литавр сковывают слушателя ужасом. Но наступает примирение и он с глубоким вздохом спокойно погружается в сон. Эта симфония полна необычных оркестровок. Медные инструменты следуют за басовым регистром деревянных духовых. Все пронизано низким звучанием струнных. Громоподобное fortissimo сменяется нереальным pianissimo. Постоянная смена retardando и accelerando держит в напряжении. Это произведение требует от музыкантов высочайшего исполнительского мастерства, а от аудио оборудования – технологии воспроизведения, которую трудно даже представить. Я пытаюсь понять, могут ли вообще существовать усилитель и акустические системы, способные передать все те чувства, которые Чайковский вложил в эту сложнейшую музыку? Я уверен, что на сегодняшний день мои усилители, акустика и магнитные головки могут донести до слушателя тончайшие оттенки музыки более глубоко и честно, чем любое другое оборудование, звучание которого подчас больше напоминает бестолковое нагромождение звуков. Мое оборудование не уступит никаким компромиссам.

211 и 300В

Именно японские аудиофилы открыли всему миру уникальное звучание 300В, секрет звучания которой лежит в особом подвесе нити накала, вносящей в звучание лампы реверберацию.

300В и 211 сравнимы по звучанию друг с другом. Обе являются американским изобретением тех времен, когда эта страна еще не утратила энтузиазма в производстве потребительских товаров надлежащего качества. В каком-то смысле 300В легче использовать, поскольку ей нужно анодное напряжение всего в 400 вольт. Смею утверждать, что именно японские аудиофилы открыли всему миру превосходное и уникальное звучание 300В. Если Вы делали или просто слушали усилитель на 300В, то понимаете, о чем речь. Говорят, что секрет лежит в конструкции подвеса нити накала. Она как бы свисает вниз, поддерживаемая пружинами. Если помните, первые механические ревербераторы тоже были пружинного типа. В каком то смысле микроскопическую эхо-машину поместили внутрь электронной лампы. Это отчасти подтверждается тихим отзвуком, возникающим при постукивании по колбе 300В. Разница в звучании 211 и 300В обусловлена материалами, из которых изготовлены их катоды прямого накала. Для упрочнения нить накала 211 содержит торий. Не забывайте, что эти лампы были предназначены для использования в военной технике. Усилитель на 211 триодах звучит ясно и плотно. Хотелось бы отметит, что 300В Golden Dragon обладают отличными характеристиками. Я говорю об этом с особой гордостью, потому что в этих лампах используется вольфрам, изготовленный по самой передовой японской технологии.

Долгоиграющие грампластинки

Кто знает, может быть большие долгоиграющие пластинки вновь воскреснут в качестве главного носителя музыкальной информации.

Долгоиграющие грампластинки (LP) были изобретены примерно в 1949 году, в это же время для радиотрансляций начали применять магнитофоны. Эксперименты со стереозаписью начались примерно в 1955 году. Первая половина 50-х была ознаменована ошеломляющими новшествами в музыкальном мире, а также гигантским прорывом в качестве звуковоспроизведения. В частности, появление LP можно сравнить по своему значению с изобретением Эдиссоном фонографа с восковыми цилиндрами. LP родились в недрах лабораторий CBS благодаря Питеру Голдману (золотой человек!) и усилиям других инженеров. Когда я в 1970 году посещал CBS, мне с гордостью показали первый станок для нарезки оригиналов LP. В сущности, это был усовершенствованный токарный станок, поэтому его назвали “LATHER” (от английского lathe – токарный станок). CBS сообщила об изобретении своему конкуренту RCA. Обе компании были в то время мировыми лидерами в области музыкальных записей. Г-н Дэвид Сарнов (David Sarnoff), тогда президент RCA, в свою очередь, немедленно поручил своим инженерам разработать компактный и легкий диск, что привело к рождению EP (сорокопяток). В результате сложилось естественное разделение ролей – LP использовались для записи музыкальных произведений с большой длительностью звучания, например классики, а EP в основном для популярной музыки. Я надеюсь читатели представляют себе тот социально-культурный фон этой феноменальной эры. История повторяется, и кто знает, может быть большие долгоиграющие пластинки вновь воскреснут в качестве главного носителя музыкальной информации…

Тосканини

Компания RCA записывала оркестр под управлением маэстро с великолепной ясностью звучания, но без естественной реверберации.

«Как фюрер Третьего Рейха, я испытываю горячее желание непременно посетить Ваше выступление …». – «Моя музыка не для сатаны». Это слова из переписки – смиренное письмо Гитлера, адресованное маэстро Тосканини и ответ последнего. В 30-е годы мир сгибался под множеством проблем, а ESB – Импайр Стэйт Билдинг только собиралось избавиться от позорной клички Эмпти Стэйт Билдинг (empty – пустой).
Итальянцам определенно присуща любовь к дебатам по любому поводу. Прогуливаясь вечером по Милану можно наблюдать любопытные сцены: тут и там люди собираются в кучки и возбужденно спорят… Но в то трудное время, о котором мы говорим, Тосканини не переставал бесстрашно выступать за демократию. Позднее Альберт Эйнштейн скажет: «Вы не только величайший в мире дирижер – борясь с фашизмом, Вы доказали благородство своего характера». Тосканини оставил исторический след в жизни европейского музыкального сообщества 30-х годов. В январе 1937 года он был вынужден сделать трудное решение – отправиться в Америку, и работать исключительно для американского радиовещания.
Когда я рассматривал недавно купленный компакт диск Тосканини, мое внимание привлекло упоминание Socony Oil Company в качестве спонсора. Тосканини уже хотел отойти от дел и с крайней неохотой поехал в Америку. Поэтому американцы, принимая его, постарались обеспечить максимально благоприятные условия. Для RCA, с ее деньгами, не представляло труда собрать оркестр мирового уровня специально для Великого Маэстро. Сокони Ойл Компани стала спонсором для вновь образованного оркестра. Не стоит забывать, что процветание Америки обеспечивалось, в том числе и ее неограниченными природными подземными ресурсами. Так что можно расценивать как большое счастье, что это способствовало сохранению бесценного музыкального наследия. Примерно в то же время американский инженер, Эдвин Х. Армстронг (Edwin H. Armstrong) сделал эпохальное изобретение, супергетеродинный приемник. Новый радиоприемник позволил сделать огромный шаг вперед в качестве звучания принимаемых передач, однако оно все еще не было достаточно хорошим. В то время в основном применялись громкоговорители с подмагничиванием. RCA потратило много сил для того, чтобы выступления Тосканини наилучшим образом воспроизводились этими громкоговорителями, результатом явилось появление пресловутой «студии 8Н». В ней реверберация была сведена к минимуму. Если Вы послушаете Пятую симфонию Бетховена в исполнении Тосканини, то заметите, что каждый из инструментов звучит очень отчетливо. Однако сразу становится ясно, что запись производилась в переглушенной студии.
По сей день при входе в студию 8Н висит мемориальная доска в честь Великого Маэстро.

Ленточные микрофоны в записях Тосканини

Ленточный микрофон имеет частотный диапазон доходящий лишь до 7 кГц, тем не менее, он прекрасно записывает звук басовых струнных и ударных инструментов.

С современной точки зрения, установка ленточных микрофонов «студии 8Н» выглядит странно. Всего три микрофона расположены горизонтально вверху студии – основной в центре, дублирующий справа и еще один – для высокочастотного диапазона – слева. Все микрофоны сделаны RCA. Ленточные микрофоны используются и в наши дни, например в амплитудно-модулируемом радиовещании, потому что они наилучшим образом подходят для чистой и разборчивой записи голоса. Конструкция ленточного микрофона такова, что сверхлегкая диафрагма подвешена в сильном магнитном поле. Она легко следует за колебаниями воздуха, подобно листьям ивы, шелестящим на ветру. Проблема в том, что такая легкая диафрагма еще и очень мягкая, в результате чего имеет слишком низкую резонансную частоту и соответственно наблюдается подъем в низкочастотном диапазоне. Кроме этого, ленточный микрофон не реагирует на звуковые колебания в горизонтальном направлении. Этим объясняется специфический тональный баланс записей музыки Тосканини. Он имел обыкновение располагать первые скрипки в левой части сцены, а вторые – в правой, благодаря чему в концертом зале достигалась масштабность звучания струнных инструментов и общий гармонический баланс. Однако микрофоны с диаграммой чувствительности в форме восьмерки не были достаточной эффективными в этом случае и возможно поэтому их располагали почти вплотную к потолку. Ленточный микрофон имеет частотный диапазон доходящий лишь до 7 кГц, обрезая высшие частоты, несущие массу эмоциональной информации. Тем не менее он прекрасно записывает звук басовых струнных и ударных инструментов.

Хироясу Кондо, Оудио Ноут Япония, 14 июня 1999 года.
Перевод: Михаил О., 1999 (источник)

Комментарий автора перевода:

Кондо очень почитал Тосканини и его пристрастие, меня, если честно, всегда немного раздражало, но поверьте, это не определяющий фактор. Это субъективные пристрастия. Он много другой музыки и других дирижеров тоже любил. Главное, что он слушал музыку и стремился передать, вернее сделать аппаратуру такой, чтобы она доносила те эмоции, ту энергетику и те внутренние движения сущности художника (композитора, исполнителя) которые он вкладывал, сочиняя и исполняя произведение. Главное, что надо понимать, аппараты Кондо были не электронными ящиками, а музыкальными инструментами (коими и является любой настоящий audio hi-end). Да, да! Тонкими музыкальными инструментами для потребления цельного конечного продукта – музыки, которую другие люди создавали на других музыкальных инструментах, предназначенных для творения музыки.
Я буду часто упоминать Audio Note, потому что судьба предоставила мне счастливую возможность познакомиться самым тесным образом с этим брендом и с людьми, которые все это создали. Я даже захватил период, когда японская фирма и английское подразделение были единым целым и Питер Квортруп сотрудничал с Хироясу Кондо. Потом их пути разошлись, шумно и бескомпромиссно. Однако особый характер звука Audio Note остался и у тех и у других, и честно говоря, послушав и попробовав много всякого на пути моего роста в понимании Hi-End, я пришел к тому, что после Audio Note все остальное слушать просто неинтересно.

Михаил О.


Widget not in any sidebars