Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Антон, здравствуйте. Собрался сделать ламповый усилитель воспроизведения для магнитофона, коррекция в первом каскаде, анодный резистор плюс проволочный конденсатор. Вопрос как лучше подсоединить, паралельно анодному резистору или между анодом и землёй ? Технические отличия для меня несущественны, там все понятно.
Гипотетически мне больше нравится коррекция в аноде, но отталкиваться лучше от качества имеющихся в наличии деталей, а не от схемотехники. для какой схемы будут лучшие по звуку номиналы R и C, ту схему и надо делать.
Антон,здравствуйте! Прочитал Ваш ответ от 13\05 “..Лучше всего просто широкополосник, ВЧ-головка уже портит картину в середине, хоть и не воспроизводит этот диапазон. Нахождение любого «постороннего» предмета на лицевой панели АС прекрасно слышно, я имею ввиду то, что ВЧ головка снижает ясность даже если ее не подключать…” Меня и торкнуло. У меня широкополосники Омега (США) .Как то “для расширения направленности” добавил через 1 мкф. пищалку. Было года 4 назад. Поставил и забыл. Прочитал Вас и сразу отпаял и вынул ее для сравнения. Все так, как пишите,гадит и еще как, один ширик лучше (гораздо) , ясность, прорисованность, чистота, ничего лишнего, все на порядок выше… Век живи, век учись! Большое спасибо за “подсказки”!
Юрий, спасибо за независимую проверку темы!
От скуки достал я из закромов старенький динамик 1ГД-1 VEF, 66-ой год, диапазон 200-4000 Гц, по факту ВЧ и выше берет. Подключил и очень удивился, играет заметно лучше моих мониторных наушников, четко и неутомляюще. Да, заметно обрезан верх и низ, есть некоторые резонансы, но слушать приятно.
Очевидно прямое доказательство важности Ясности и хорошего окраса, перед техническими характеристиками.
В общем, удостоится эта кроха небольшого деревянного щита и однотактного транзисторного усилителя, заслуживает.
У меня тоже есть подобный любимец – головка от небольшого бакелитового приемника Telefunken Nauen GLK 1933г. Грокоговоритель воспроизводит некоторые тона, как гармоничные аккорды, обладает приятной компрессией, играет без волчьих нот. Редкий, удачный экземпляр.
Антон а фото его можно и диаметр его, сопротивление активное какое у этого динамика?
Сопротивление 2 Ом
Прикольный динамик, спасибо Антон.
Антон добрый вечер. Порвался подвес на 10″ Телефункен, увидел у Вас замшевый, расскажите поподробнее как его сделать, какую замшу выбрать, пойдёт ли от дамских перчаток, толщина какая замши, обязательно ли из целого кольца или можно как у Кондо Сан из секторов кусочков в нахлест, какой нужен натяг замши или с небольшим провисом, формовка паром нужна ли и т. П.?
Добрый вечер!
Замша перчаточная, самая тонкая, светло-коричневая (должен быть минимум краски). Я делал одним куском, это перспективнее по звуку, но сложнее, чем клеить несколькими кусками, тк целиковое замшевое кольцо оказывается после вырезания большего диаметра, чем при разметке (кожа растягивается). На сколько кольцо будет больше – зависит от кожи, какие там внутренние напряжения и прочее. По факту кольцо надо вырезать с внутренним диаметром, скажем, на сантиметр-два меньше необходимого, потом кольцо растягивается до исчезновения складок, со стороны мездры (будущая внешняя сторона подвеса) по всей поверхности клеится бумажный скотч, закрепляющий форму кольца, затем кольцо обрезается до нужного диаметра, затем наклеивается, сначала на диффузор, потом на корзину. В самом конце удаляется скотч.
Кусками подвес сделать проще, куски без всякого скотча последовательно приклеиваются по кругу к диффузору не важно с каким натягом тк последний торец подрезается в размер по месту. В случае с цельным куском таким способом в конце легко можно получить складку или наоборот перенатяжение кожи в конце если разметить все не идеально и не набить на приклейке руку.
Формовка паром убирает складки, нужна для красоты на продажу, в остальном от нее только вред – она делает замшу жестче и может отрицательно осказаться на бумаге если бумага размокнет от неудачного чрезмерного пропаривания. Лучше обойтись без формовки, но если кольцо приклеилось не совсем удачно, то формовка возможно будет меньшим злом, чем отклеивать, чистить и переклеивать кольцо.
Благодарю Антон!
День добрый, Антон! А старый поролон в подвесе лучше менять на тончайшую кожу? Или его лучше реставрировать?
С уважением, Федор
Федор, здравствуйте!
Если это НЧ головка с небольшим диаметром и длинным ходом катушки, то кожа не пойдет. Да и зачем она на такой головке? мертвому припарки)
У нас в Питере меняют поролоновые подвесы http://www.diffusor.spb.ru/kontakt.html, я сам возил к ним сгнившую пару Аудионотов конца 1990х, технически все идеально сделали, ну а звук он и так там был достаточно средний с моей точки зрения, хуже не стал.
Это Вайфедалы ширики 12 и 10′ из 50х с небольшим ходом, выпускавшиеся еще до того как Бригс плюнул соревноваться с популярными тогда электростатами Квода и стал ставить сверхпрочные матерчатые подвесы. А так же его 3″ твиттеры, но здесь больше похоже на войлок. Я сам меняю поролон, но по окраске чувствуется что это далеко не высший пилотаж.
На такие головки конечно имеет смысл хорошую замшу поставить.
Замшу лучше выбирать в магазине, а не покупать через интернет. В крайнем случае найти в сети тех, кто утверждает, что дубит кожи по старинке. Но лучше вживую – там и запах и тактильные ощущения и цвет сразу много о чем говорят.
Идеальный вариант, если нет опыта определять по месту, это принести шкуру перед покупкой домой. Закрываешь ей АС и по изменениям в музыке сразу становится понятно что она собой представляет. Хорошая замша в правильном направлении делает звук комфортнее и теплее – мягко режет ВЧ без ухудшения разборчивости и без появления призвуков.
Здравствуйте Антон!
Китайцы сейчас делают неплохие широкополосные (60 – 20000) динамики с замшевыми подвесами, пишут, что из кожи каких-то горных коз. Я купил пару таких: https://ru.aliexpress.com/item/32840560246.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.274233edSLxGfL и пару таких: https://ru.aliexpress.com/item/32825876428.html?spm=2114.13010708.0.0.306c33ed215UWA
Звучание очень приличное по современным меркам. Особенно, после компенсации медью корзины и магнита и замены выводов не винтажные спиральки. Хочу еще попробовать отклеить подвес и шайбу и покрутить их относительно корзины. Может быть найдется оптимум по звучанию.
Но, к сожалению, замшевые подвесы отдельно они не продают, только динамики целиком.