Энергетический Рупор

Ламповая, монофоническая аудио система с оригинальной схемой Векторной Направленности элементов ее конструкции. Отличительной чертой системы является корпус АС – “Энергетический Рупор”, суммарная Векторная Направленность деталей которого имеет форму акустического рупора и позволяет фокусировать “эстетическую энергию музыки” в направлении слушателя. Система собрана на старых радиолампах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска.
Антон Степичев

Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.

К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.

При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.

Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.

Низкочастотный громкоговоритель

Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.

В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.

На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.

При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.

Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.

Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.

Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.

Радиодетали

Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.

Корпус

Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.

Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.

Результаты

Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.

Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.

Антон Степичев, 08.09.2017 (по материалам 2016г)

Вопросы и комментарии

Page 14 of 17« First...«1213141516»...Last »
  • Спасибо большое Антон. Прикручиваю сейчас динамики к передней панели, а как правильно крепить динамики шп, если вес не большой его, я смотрю у Вас не на болтах, т. К. На передней панели нет сквозных отверстий, просто на старинные шурупы у Вас Прикручено без прокладок картонных, деревянных?

    • В ЭР НЧ громкоговоритель стоит на подставке и прикручен к передней панели шурупами. ВЧ прикручен тремя шурупами.

      Перед тем, как прикручивать ГГ надо прислонить его к панели и вращть его по кругу до момента наилучшего звучания. Это будет определение поперечной проекции Вектора, именно в этом положении ГГ и должен быть прикручен к панели. На продольную проекцию мы задним числом повлиять, увы, не можем. Если Векторы панели и корзины направлены встречно, то закрепить ГГ без серьезных потерь ясности вообще не получится. В таких случаях люди придумывают различные способы крепления с зазором или еще как, но все это уже не то. Звук в такой ситуации будет затыкаться, как ни старайся.

      Если повезло и Вектор корзины ГГ совпадает с вектором панели, то чтобы не потерять нюансов в звуке нужно внимательно отнестись и к крепежу. Встречно направленный шуруп или просто плохо звучащий шуруп затыкает звук в момент затяжки, такой шуруп надо менять. Если шурупы не протестированы заранее, то ГГ лучше закреплять на панели подключив его к усилителю и при прослушивании музыки. Все последующие работы с трактом также желательно делать так, чтобы контролировать каждый шаг по изменениям в звучании музыки, это помогает выявлять неожиданные, плохо предсказуемые ошибки в монтаже.

  • Антон, интересно, я давно удивлялся, у меня ШП американская акустика Омега. Так вот, динамик прикручен неказистыми, длинными латунными шурупами. Сейчас понял, может это не просто так, ведь есть более дешовые саморезы с красивой шляпкой…

    • Вполне может быть, что там как-то просекли этот момент. Скорее всего на уровне Окрасок материалов, в поточной продукции никто не будет разбираться с Направленностями.

  • Здравствуйте, Антон!
    Каким клеем лучше всего клеить бумажный диффузор динамика и как добится правильной направленности от затвердевающего клея/шва?
    Спасибо! С уважением, Федор

    • Клеем из пузырей осетровых рыб, он натуральный, после высыхания остается эластичным и очень клейкий. Сушеные пузыри продаются в художественных магазинах. Cушить диффузор надо внешней стороной вверх, тогда после установки головки в АС направленность клея будет “на слушателя”.

  • Доброе утро! Спасибо. Поищу, имею только простой рыбий. К металлу корзины диффузор клетить тоже осетровым? А деревянные корпуса АС и ламели между собой?

    • Добрый вечер!
      К металлу не клеил, есть подозрение, что держать нормально не будет, как и все натуральные мездровые-рыбьи клеи – когда высохнет, сожмется и отскочит от металла. На корпуса дорогой осетровый клей тратить неразумно, там мездровый в самый раз. Главное понюхать, чтоб пах примерно как мясной бульон без неприятных оттенков и ок. Клеит дерево намертво и пользоваться удобнее чем ПВА – схватывает сразу как остынет, где-то минут через 10 и сразу можно чистить шов и клеить следующую деталь. Но приноровиться надо конечно.

  • Антон, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, конденсатор на ВЧ фильтр (1мкф.) Вы выбрали бумагомасляный или бумага\воск? Мне показалось, (?) что масло немного “мутит”, или нужно подбирать?

    • Конечно нужно подбирать, бумага-масло может мутить так же, как и другие типы конденсаторов. Колитчество мути (ясность) зависит от года выпуска и от того, насколько удачно состыкованы Векторы бумаги, фольги и выводов, в какую сторону намотан рулон, от корпуса и других мелочей. Все это лотерея, в одной и той-же партии радиодеталей всегда встречаются несколько уникальных по звуку, несколько отвратительных и куча звучащих “ни то ни се”. Однозначно влияет года выпуска – чем старше заводской компонент, тем теплее и “тембристее” его звук, тем больше он подходит для акустической музыки.

  • Антон добрый день! Вспомнил интересное включение ШП динамиков 30см и 20см последовательно, без конденсатора, мне понравилось такое звучание музыки, причём желательно с разным сопротивлением например 8и 4ом, в интернете тоже есть несколько положительных отзывов о такой системе, т. К. 30см динамик диапазон 5-9кгц плохо воспроизведение, а 20см ему в этом помогает, в тоже время нет так называемой “крикливости” у 20см динамика в паре 30см, или классическая система ЭР 12″ШП, плюс ВЧ бумажный через конденсатор 1мкф, раздел на частоте 7-9кгц лучше?

    • Лучше всего просто широкополосник, ВЧ-головка уже портит картину в середине, хоть и не воспроизводит этот диапазон. Нахождение любого “постороннего” предмета на лицевой панели АС прекрасно слышно, я имею ввиду то, что ВЧ головка снижает ясность даже если ее не подключать. Что уж говорить о больших головках.
      Крикливость – это проблема ясного тракта в котором много встречных включений компонентов, в первую очередь на это влияют направленности деталей корпуса АС и громкоговорителей. Обычно, подключая второй широкополосный ГГ (или включая второй канал стерео системы, не важно), вы снижаете точность и ясность звучания. Крикливость становится менее выраженной, но и музыка становится менее выраженной в той-же степени. Мне такое решение проблемы не нравится.

  • Антон добрый вечер! Вы давали Юрию рекомендации относительно ламп драйвера af3, af7 в триоде, у меня есть cf3 and cf7 они на уровне по музыке с 4х вольтовыми версиями? Есть также еф11 металический черепашка. Самоё интересное, что из Советских ламп можно применять с АЛ1 в драйвере? С уважением

    • AF и CF надо искать со старыми логотипами – телефункен восьмиугольный, а не квадратный, Вальво большего размера надпись. Черепашки лучшие с надписями гравировкой, а не краской. Это все ранние версии. Советские лучше не ставить, они будут хуже тк хорошую советскую лампу типа 6н8 или 6н9 1930х годов просто не достать. У меня был редкий кенотрон 5ц3с 1940г – звук на удивление выразительный. От приемников довоенные ВЧ пентоды – гептоды пробовал в аудио – тоже играют что надо. А послевоенное советское уже все относительно грубо поет, черепашки и АФ-СФ куда как лучше будут.

Page 14 of 17« First...«1213141516»...Last »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда