Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта – “Активной двухполосной акустической системы” (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС “Энергетический Рупор” изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны – склейки целого по частям.
К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали – к слушателю, по вертикали – снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно – сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.
При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до “субъективного нуля” без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.
Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.
Низкочастотный громкоговоритель
Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания – 18 кг. “Мощный Старик” долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены – половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации”, требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта “Проволочного ФНЧ“, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на “причесывание” этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.
В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос – оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели – задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы “с мясом” – и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.
На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки – и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.
При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук “раскрывался”, увеличивалась его “проникающая способность”, Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить “согласующие прокладки” для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли – звук немного “освободился”, но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.
Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод – хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.
Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.
Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора – 11см, сопротивление – 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.
Радиодетали
Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так “эксклюзивно-самодельны”, как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.
Корпус
Наиболее трудоемкая часть корпуса – передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.
Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.
Результаты
Безупречно интонированный и легко “читаемый” бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных – это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон – как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании – четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование – характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.
Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС – больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих “музыкальному целому”, если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и “приглядеться” при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС – это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего “воркования”, свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.
Спасибо большое Антон. Прикручиваю сейчас динамики к передней панели, а как правильно крепить динамики шп, если вес не большой его, я смотрю у Вас не на болтах, т. К. На передней панели нет сквозных отверстий, просто на старинные шурупы у Вас Прикручено без прокладок картонных, деревянных?
Я думаю многим интересно будет узнать!
В ЭР НЧ громкоговоритель стоит на подставке и прикручен к передней панели шурупами. ВЧ прикручен тремя шурупами.
Перед тем, как прикручивать ГГ надо прислонить его к панели и вращть его по кругу до момента наилучшего звучания. Это будет определение поперечной проекции Вектора, именно в этом положении ГГ и должен быть прикручен к панели. На продольную проекцию мы задним числом повлиять, увы, не можем. Если Векторы панели и корзины направлены встречно, то закрепить ГГ без серьезных потерь ясности вообще не получится. В таких случаях люди придумывают различные способы крепления с зазором или еще как, но все это уже не то. Звук в такой ситуации будет затыкаться, как ни старайся.
Если повезло и Вектор корзины ГГ совпадает с вектором панели, то чтобы не потерять нюансов в звуке нужно внимательно отнестись и к крепежу. Встречно направленный шуруп или просто плохо звучащий шуруп затыкает звук в момент затяжки, такой шуруп надо менять. Если шурупы не протестированы заранее, то ГГ лучше закреплять на панели подключив его к усилителю и при прослушивании музыки. Все последующие работы с трактом также желательно делать так, чтобы контролировать каждый шаг по изменениям в звучании музыки, это помогает выявлять неожиданные, плохо предсказуемые ошибки в монтаже.
Антон, интересно, я давно удивлялся, у меня ШП американская акустика Омега. Так вот, динамик прикручен неказистыми, длинными латунными шурупами. Сейчас понял, может это не просто так, ведь есть более дешовые саморезы с красивой шляпкой…
Вполне может быть, что там как-то просекли этот момент. Скорее всего на уровне Окрасок материалов, в поточной продукции никто не будет разбираться с Направленностями.
Теперь все ясно спасибо Антон
Здравствуйте, Антон!
Каким клеем лучше всего клеить бумажный диффузор динамика и как добится правильной направленности от затвердевающего клея/шва?
Спасибо! С уважением, Федор
Клеем из пузырей осетровых рыб, он натуральный, после высыхания остается эластичным и очень клейкий. Сушеные пузыри продаются в художественных магазинах. Cушить диффузор надо внешней стороной вверх, тогда после установки головки в АС направленность клея будет “на слушателя”.
Доброе утро! Спасибо. Поищу, имею только простой рыбий. К металлу корзины диффузор клетить тоже осетровым? А деревянные корпуса АС и ламели между собой?
Добрый вечер!
К металлу не клеил, есть подозрение, что держать нормально не будет, как и все натуральные мездровые-рыбьи клеи – когда высохнет, сожмется и отскочит от металла. На корпуса дорогой осетровый клей тратить неразумно, там мездровый в самый раз. Главное понюхать, чтоб пах примерно как мясной бульон без неприятных оттенков и ок. Клеит дерево намертво и пользоваться удобнее чем ПВА – схватывает сразу как остынет, где-то минут через 10 и сразу можно чистить шов и клеить следующую деталь. Но приноровиться надо конечно.
Антон, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, конденсатор на ВЧ фильтр (1мкф.) Вы выбрали бумагомасляный или бумага\воск? Мне показалось, (?) что масло немного “мутит”, или нужно подбирать?
Конечно нужно подбирать, бумага-масло может мутить так же, как и другие типы конденсаторов. Колитчество мути (ясность) зависит от года выпуска и от того, насколько удачно состыкованы Векторы бумаги, фольги и выводов, в какую сторону намотан рулон, от корпуса и других мелочей. Все это лотерея, в одной и той-же партии радиодеталей всегда встречаются несколько уникальных по звуку, несколько отвратительных и куча звучащих “ни то ни се”. Однозначно влияет года выпуска – чем старше заводской компонент, тем теплее и “тембристее” его звук, тем больше он подходит для акустической музыки.
Антон добрый день! Вспомнил интересное включение ШП динамиков 30см и 20см последовательно, без конденсатора, мне понравилось такое звучание музыки, причём желательно с разным сопротивлением например 8и 4ом, в интернете тоже есть несколько положительных отзывов о такой системе, т. К. 30см динамик диапазон 5-9кгц плохо воспроизведение, а 20см ему в этом помогает, в тоже время нет так называемой “крикливости” у 20см динамика в паре 30см, или классическая система ЭР 12″ШП, плюс ВЧ бумажный через конденсатор 1мкф, раздел на частоте 7-9кгц лучше?
Лучше всего просто широкополосник, ВЧ-головка уже портит картину в середине, хоть и не воспроизводит этот диапазон. Нахождение любого “постороннего” предмета на лицевой панели АС прекрасно слышно, я имею ввиду то, что ВЧ головка снижает ясность даже если ее не подключать. Что уж говорить о больших головках.
Крикливость – это проблема ясного тракта в котором много встречных включений компонентов, в первую очередь на это влияют направленности деталей корпуса АС и громкоговорителей. Обычно, подключая второй широкополосный ГГ (или включая второй канал стерео системы, не важно), вы снижаете точность и ясность звучания. Крикливость становится менее выраженной, но и музыка становится менее выраженной в той-же степени. Мне такое решение проблемы не нравится.
Понял мысль, спасибо большое Антон
Антон добрый вечер! Вы давали Юрию рекомендации относительно ламп драйвера af3, af7 в триоде, у меня есть cf3 and cf7 они на уровне по музыке с 4х вольтовыми версиями? Есть также еф11 металический черепашка. Самоё интересное, что из Советских ламп можно применять с АЛ1 в драйвере? С уважением
AF и CF надо искать со старыми логотипами – телефункен восьмиугольный, а не квадратный, Вальво большего размера надпись. Черепашки лучшие с надписями гравировкой, а не краской. Это все ранние версии. Советские лучше не ставить, они будут хуже тк хорошую советскую лампу типа 6н8 или 6н9 1930х годов просто не достать. У меня был редкий кенотрон 5ц3с 1940г – звук на удивление выразительный. От приемников довоенные ВЧ пентоды – гептоды пробовал в аудио – тоже играют что надо. А послевоенное советское уже все относительно грубо поет, черепашки и АФ-СФ куда как лучше будут.