Векторная направленность и фототехника

Термин “Векторная Направленность” появился в процессе исследования звучания аудиооборудования, когда стало понятно, что общепринятый до этого термин “Направленность” не точно характеризует субъективные изменения в звучании аудиосистем при изменении точек контакта радиодеталей и деталей механики друг с другом (см. Векторная направленность радиокомпонентов).
Антон Степичев

Предыстория из области аудио

Соблюдение Векторной Направленности (как и обычной, Линейной Направленности) является по своей сути коррекцией Окраски, вносимой в звучание компонентами тракта. Окраска — это «…отмечаемое нашим восприятием подчеркивание (или затемнение) определенных областей частот звукового диапазона» [1]. Известно, что каждый компонент системы в той или иной степени влияет на наше восприятие, окрашивая звучание системы и придавая ему различные оттенки. От окраски звучания невозможно избавиться (аудиосистема не может звучать нейтрально), однако окраску можно гармонизировать, то-есть сделать ее более приятной для восприятия. Гармонизация звучания аудиоаппаратуры достигается двумя основными способами: заменой определенных деталей аудиотракта и соблюдением необходимой Направленности этих компонентов. Наиболее точно гармонизировать систему можно, используя Векторную Направленность компонентов, однако это наиболее трудоемкий и сложный для субъективной оценки промежуточных результатов способ.

Как и в случае с Линейной Направленностью, проявления Векторной Направленности человек ощущает когда исследуемый предмет непосредственно используется в аудио или видео устройствах, формирующих и/или передающих акустические, механические или электромагнитные колебания. В области аудио – это соединительные кабели, провода, радиодетали, части громкоговорителей и звукоснимателей, корпусов аудиоаппаратуры, стойки под аппаратуру и предметы обстановки комнаты прослушивания. Степень влияния предмета на восприятие зависит от его относительной удаленности от сигнальной цепи, от объема (пространства) которое занимает предмет и еще от многих, как известных, так и непонятных факторов (см. статью Тестовый аудиотракт). Иногда какой-нибудь компонент, оказывающий в одних ситуациях ярко выраженное воздействие на картину звучания, в другом месте теряет свою силу, на оценку результатов так-же сильно влияют и ошибки, связанные с нестабильностью восприятия человека. Надо признать, что до сих пор в этой крайне противоречивой области исключений из правил более чем достаточно. Тем не менее, учет Векторной Направленности компонентов является одним из немногих, тонких инструментов настройки аудиотрактов с удовлетворительной предсказуемостью результатов и позволяет управлять звучанием системы эффективней простого подбора радиокомпонентов и ориентации проводников усилителей и акустических систем.

Общее определение

Векторная Направленность – это обнаруженное экспериментально свойство твердых предметов, характеризующее их способность различно влиять на ощущения человека в зависимости от их расположения относительно человека, относительно других предметов, окружающих исследуемый предмет и относительно источника ощущений, воспринимаемых человеком. Ощущения могут быть напрямую или косвенно связаны с любым из пяти известных чувств (экспериментально подтверждены связи со слухом, осязанием, зрением и вкусом).

Векторная Направленность линз и стекол.

* – эксперимент необходимой точности по определению направленности жидкости поставить невозможно

Эксперименты по ориентации компонентов оптики сначала проводились с линзами. Было обнаружено, что линзы “Окрашивают” изображение и имеют Направленность, то-есть, при внимательном взгляде сквозь линзу сначала с одной, а затем с другой ее стороны можно определить то положение линзы, в котором “картинка” за ней выглядит четче и более естественно. Так-же выяснилось, что “картинка” изменяется и при вращении линзы по кругу относительно ее центра. Таким образом, как и в случае с радиокомпонентами, Направленность у линз оказалась не одномерной, а трехмерной (имела свойства математического вектора). Векторная Направленность свойственна всем твердым*, прозрачным предметам – стеклам и пластику: светофильтрам, защитным стеклам, окнам помещений и даже зеркалам, то-есть, прозрачные предметы (оптические проводники) оказались в данном контексте аналогами электрических проводников. Проще всего проверить данное утверждение на исследованиях простых, симметричных с точки зрения оптики стекол.

Дальнейшие эксперименты проводились на фотообъективах Гелиосс-44, из которых были извлечены линзы, оптические склейки рассоединены, после чего был собран один комплект линз с необходимой Направленностью, склейки восстановлены и, наконец, собран один, экспериментальный объектив. Теоретически, при взгляде сквозь такой объектив с разных сторон, разница в изображении должна была быть более заметна, чем в случае с одной линзой, однако разница оказалась не так существенна, как ожидалось. Фотографии этим объективом так же, хоть и отличались в лучшую сторону, но далеко не так сильно, как ожидалось. Попытки более точно соблюсти Векторную Направленность линз с помощью их вращения в оправах друг относительно друга и относительно вертикали, замены линз на экземпляры с более приятной Окраской, проверки и перепроверки на ошибки, – все эти действия не давали ожидаемого результата.

НаправленностЬ ДЕТАЛЕЙ ОБЪЕКТИВОВ И ОПРАВ ЛИНЗ

Направленность деталей оправы объектива влияет на рисунок фотографии в той-же степени (!), что и Направленность самих линз. Соблюдение направленности деталей фотокамеры имеет не меньшее значение.

Причина неудачи эксперимента с линзами оказалась невероятной: выяснилось, что направленность деталей оправы объектива влияет на рисунок фотографии в той-же степени, что и Направленность самих линз. То-есть, правильно сориентированные линзы, установленные в неверно сориентированную оправу теряют часть своей выразительности и “картинка” объектива становится лишь немногим лучше среднестатистической. По мере проведения дополнительных экспериментов не только с самими объективами, но и с макрокольцами и переходниками объективов, оправами очков, биноклей и т.п., сомнения в этом постепенно отпали. Далее оказалось, что соблюдение направленности деталей фотокамеры имеет не меньшее значение и влияет на результат съемки сходным с объективами образом. То-есть, детали фотокамер и оправы объективов по своей сути являются аналогами диэлектриков в радиотехнике(!). Образно говоря, детали фотокамер и объективов “изолируют” видимые электромагнитные колебания и оказывают на них тем самым определенное воздействие, меняют какие-то их пока неизвестные тонкие свойства, зависящие от материала, из которого изготовлены детали и от их Направленности точно так же, как это происходит в уже хорошо исследованной на этот счет области аудио.

ОЦЕНКА ОКРАСКИ И направленности фотокамер и объективов.

Этот параграф будет интересен тем, кто уже сталкивался в своей практике с ситуациями, когда фотографии, сделанные технически идентичными фотокамерами дают на выходе различный результат (как пример см. статью “Фотокамера Смена — специфика рисунка в различных вариантах сборки“). В зависимости от индивидуальных отличий в восприятии, разница в “картинке” в таких ситуациях может восприниматься человеком, как:

  1. Изменения в естественности передачи “глубины сцены” (объема, пространства, перспективы);
  2. Изменения в Ясности изображения, которая характеризует:
    • “легкость восприятия”, как отдельных деталей изображения, так и всей картинки в целом,
    • «чистоту» границ и переходов светов и теней,
    • «читаемость» малых различий яркости в фрагментах, близких по яркости к монотонным, при плохой “читаемости” возникает желание увеличить контраст изображения или сделать его более резким.
  3. Нарушения общей цельности изображения, когда картинка начинает “разваливаться” на отдельные, несвязанные фрагменты (например, стакан может восприниматься не стоящим на столе, а висящим в воздухе, как на натюрмортах начинающих художников).

Часто всего, подобные моменты воспринимаются человеком на уровне подсознания или ассоциативно. Неподготовленный зритель в таких ситуациях обычно ощущает только, что в изображении что-то не так, но что именно – он объяснить не может. Об известных моментах подсознательной обработки визуальной информации человеком можно прочитать здесь.

Для сознательной оценки тонких свойств отдельных предметов, как визуально, так и на слух или тактильно, нужны определенные навыки. Чувствительность и способность концентрировать внимание на важных для данной ситуации чувствах, способность отстраиваться от объективных и тонких “помех и шумов” – все это приходит с опытом, после долгого, целенаправленного оттачивания своего восприятия. Со временем можно научиться оценивать “художественный потенциал” пленочных фотокамер, объективов, макроколец, светофильтров, етс. прямо при их покупке. Мне известно два взаимодополняющих друг друга метода оценки фототехники: визуальный и тактильный.

Визуальный метод

C фотокамеры необходимо снять объектив, открыть заднюю крышку, установить выдержку на Bulb, нажать на спуск, чтобы сработала первая шторка и оценить разницу “рисунка” изображения при взгляде сквозь кадровое окно, сначала со стороны задней крышки камеры, затем со стороны байонета объектива. Если разница небольшая или вообще не ощущается, то перед вами камера, рисунок который будет среднестатистическим для данной модели и данного производителя. Если изображение лучше, когда вы смотрите сквозь кадровое окно со стороны задней крышки, то перед вами удачная с точки зрения Направленности компонентов камера. В случае, когда картинка смотрится лучше при взгляде со стороны байонета – перед вами неудачная камера, такой камерой сделать красивый снимок будет чрезвычайно сложно, если не невозможно. Подобным образом можно выбрать лучшую по “рисунку” камеру из нескольких, имеющихся в продаже, сравнивая их по очереди.

Наибольшую сложность в таких тестах вызывает понимание, что в данном случае для картинки “хорошо”, а что “плохо”. Это понимание приходит много позже того момента, когда вы во время таких тестов поначалу неуверенно, а затем и вполне ясно начинаете ощущать, что разница в картинке есть, но она, вроде как, не принципиальна. Как и в любом другом деле, научиться пользоваться новым методом может помочь только многократное сравнение результатов первичного осмотра с результатами реальной съемки. По моим ощущениям, при взгляде сквозь шахту плохой камеры изображение кажется мне несколько блеклым, со сглаженными, не совсем ясными переходами между светами и тенями, иногда замутненным, в целом – менее выразительным и плоским. У хорошей камеры ситуация обратная, особо удачные экземпляры способны даже улучшить “действительность”, внести в картинку приятные глазу черты. Изображение в таких камерах “сидит, как влитое”, его можно мгновенно “охватить взглядом и прочувствовать”, получив при этом определенное, эстетическое удовольствие.

Тактильный метод

Hесколько лет назад у меня появилась способность оценивать энергетику предмета на ощупь. Началась все с достаточно слабых ощущений, затем они стали усиливаться, но я достаточно долго не придавал этому значения, связывая новые ощущения со слуховым восприятием, поскольку занимался в это время аудио экспериментами, музыка в моей мастерской играла постоянно. Эксперименты предполагали множество тестов по оценке изменений звучания систем в зависимости от теоретически непринципиальных для звука вмешательств в схемы или конструкции аппаратов. В какой-то момент я заметил, что стал делать больше ошибок в тестах, доходило до того, что мне приходилось переделывать работу, на которую я тратил недели и даже месяцы. В конце концов я был вынужден отложить все, заняться поиском причин своих неудач. Таким образом выяснилось множество ранее неизвестных мне, невероятных нюансов: оказалось, что во время тестов по определению правильного направления проводов слуховые ощущения зависят от того в какой руке я держу провод; при использования обеих рук имеет значение какая рука находится ближе к “концу” провода, а какая – к “началу”, имеет значение и как вы держите провод в кулаке и каким образом обхватили его пальцами, на какой поверхности стоите или на чем сидите и даже в каких вы в данный момент тапочках. Подробно эти перипетии описаны в статье Тонкая акустика помещений. Позже, освоившись с новой для себя реальностью, я, наконец, понял, что мои руки “энергетически не симметричны”. Так-же, как и в случае с проводами и другими радиодеталями, отрезок моего тела “левая рука – туловище – правая рука” имеет Направленность, при этом левая рука у меня является “выходом”, а правая – “входом”. Результаты тестов аудиокомпонентов на направленность оказывались достаточно точными только в том случае, если во время тестов я держал вход компонента левой (выходной) рукой, а выход – правой. Таким образом, аудиотесты у меня стали занимать больше времени, но стали и более точными.

Где-то через год, опять благодаря случаю, я обнаружил казалось-бы совсем уж неверояное свойство своего восприятия. Оказалось, что для определения направления провода не обязательно включать его в сигнальную цепь и слушать изменения в звучании при его переполюсовке. Можно просто взять провод обеими руками, затем перевернуть его – необходимая для оценки ситуации разница будет так-же ощутима, как и в предыдущем случае. В случае, когда провод “хорошо и удобно ложится в руки” его начало его начало всегда оказывается у меня в левой (выходной) руке, а конец – в правой. То-есть, положительные ощущения возникают, когда цепь “левая рука – тело – правая рука – тестируемый компонент” замыкается в Контур (см. статью Контуры электрических цепей). Какое то время я проводил такие тесты только во время прослушивания музыки, потом понял, что с таким же успехом могу это делать и без музыки.

Таким образом мне стало очевидно, что все наши сенсоры и “озвучивающие” их чувства тесно взаимосвязаны и имеют некую общую “базу” еще неизвестной природы – шестое чувство, которое одинаково хорошо ощущается поверх каждого из пяти известных науке чувств человека. Зная, что у хорошей фотокамеры направленность в горизонтальной оси (на участке: байонет – кадровое окно – пленка – пружинный прижим пленки – задняя крышка) должна быть выражена от байонета к задней крышке, а в вертикальной оси: снизу-вверх, мне сегодня не составляет особого труда тактильно определить общий Вектор камеры, повертев ее в руках. В паре с визуальным методом и если никто не мешает (продавцы обычно с подозрением относятся к любым непонятным для них манипуляциям с товаром), этот способ дает результаты с великолепной повторяемостью 80-90%.

Антон Степичев, 14 июня 2017г.

Литература

[1] — А.М. Лихницкий «Как рассказать о том, что мы слышим» АМ №5(10) 1996г стр. 45.

Вопросы и комментарии

  • Здравствуйте, Антон.
    По поводу рук человека позвольте добавить: в Ведах говорится – правая рука рука питает тело и считается чистой, левая – омывает тело и считается “грязной”. В этом смысле кушать надо только правой рукой и т.д. То есть имеет весто “вход” и “выход”, что доказано Вами эмпирически и практически.
    Браво!

    • Да, важная ноходка, спасибо, Сергей). Сколько головной боли было пока я не понял это, сейчас даже вспоминать не хочу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда